Урок который служит целям создания фундамента физического развития является уроком

Классификация занятий урочного типа

Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам, рассчитанным на раз­ные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и состоянии занимаю­щихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообраз­ными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более час­тные построения урочных занятий.

Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания (рис. 15.1) В основе данной классификации закон восхождения от общего к частно­му, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков.

!• По целевой направленности физического воспитания:

1 • Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки) служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида:

,w. .. vi/uyiu u^nuoDi icujjhh ^и-зичеиьии кулыуры

Рис. 15.1. Классификация уроков физического воспитания

Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и поэтому отличаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью методической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.

Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки приме­няются в специализированном физическом воспитании в целях более уз­кой общей физической подготовки к ограниченной деятельности. Их со­держание тесно связывается со специфическим содержанием отдельного вида специализации (спортивной, профессиональной и др.).

2. Уроки специализированного физического воспитания служат целям под­готовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:

Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий с^ спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнования^ Предметное содержание, а отчасти и построение спортивно-тренировоч ^ ных уроков в различных областях и видах спортивной специализации ха v рактеризуются специфическими особенностями.

Уроки прикладной физической подготовки расчленяются на уроки про N фессионально-прикладной и уроки военно-прикладной физической под^ готовки. Их содержанием являются специфические виды двигательной де N ятельности в зависимости от особенностей профессии.

Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые ^ целях содействия восстановлению здоровья. Их содержание, особенностц структуры и методика обусловлены характером заболевания и особенное s тями применения других лечебных процедур.

II. По основному предмету и программному содержанию занятий:

1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебно^ го материала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастику легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. — виды. В предела^ каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики баскетбола, фехтования на рапирах, прыжков на лыжах, беговой подпк товки в легкой атлетике и т.п. разновидности.

2. Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материалу например, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие заня^ тия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого клас „ сификационного уровня отличаются также структурой и методикой прове „ дения.

///. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса физи^ ческого воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:

1.Уроки образовательной направленности. Их основным содержание^ являются формирование и совершенствование специфических знаний, дви-. гательных и интеллектуальных умений и навыков, а также обучение при-менению их в изменяющихся условиях. При этом воспитательные и гиги-енические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только вто^ мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствам ц учебной работы.

2. Уроки со специальной воспитательной направленностью служат пре-имущественно целевому совершенствованию интеллектуальных, волевы^ и эмоциональных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения ц физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место

3. Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназна­чены для решения задач физического развития и укрепления здоровье Они частично связаны с попутным решением некоторых воспитательных ц образовательных задач. Уроки с гигиенической направленностью харак­терны для общего физического воспитания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.

4. Комбинированные уроки, содержание которых направлено на реше­ние задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда име­йся детальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на раз-

личных этапах обучения дидактических (учебных) задач уроки с образова­тельной направленностью делятся на:

♦ уроки изучения нового материала;

♦ уроки совершенствования изученного и применения в новых усло­виях двигательной деятельности;

♦> контрольные (учетные, зачетные);

♦ смешанные, в которых характерные для перечисленных разно­
видностей (типов) уроков учебные задачи сочетаются в различных про­
порциях.

Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного ма­териала, но и в построении учебных ситуаций. При этом возникает про­блема выбора применения наиболее эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направле­ний, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в го­товой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов, возникает необходи­мость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по мето­дическим особенностям.

Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три ос­новных вида:

♦ с избирательными воспитательными воздействиями;

♦♦♦ с многосторонними (несколькими самостоятельными) воздей­ствиями;

Первые имеют наибольшее распространение в спортивной трениров­ке, вторые — больше в общем физическом воспитании и прикладной фи­зической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со специальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздей­ствием.

Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности зани­мающихся.

Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направ­ленные на гармоническое общее морфофункциональное развитие организ­ма, улучшение телосложения, формирование и поддержание хорошей осан­ки. Второй вид — уроки компенсаторные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат восполнению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повы­шения квалификации, курсах и сборах преподавателей физического вос­питания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые методические уроки. Они служат целям формирования методических уме­ний и навыков будущих педагогов, а также повышению квалификации уже работающих.

цсдад its. 1МИ

Отличительной особенностью методических уроков является направ­ленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они прово­дятся как с группой обучаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физи­ческой культуры и т.п. В первом случае занятия носят модельный ха­рактер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевопло­щаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, когда занятия проводятся с реальным коллективом с присущи­ми ему конкретными признаками, методические уроки являются наи­более эффективными.

Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются ввод­ными, попутными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном коллективе занимающихся завершаются подробным мето­дическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстра­цию. В последнем случае особенно важно мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

Содержание занятий урочного типа

Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению при­знаками. В связи с этим сложным и многозначным является содержание урока физического воспитания. Оно представлено следующими характер­ными сторонами.

1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Со­держание определяется задачами, которые отражают предмет и направ­ленность занятий, характер деятельности преподавателя изанимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в зна­ниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражне­ний. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и долж­ны рассматриваться как одна из важных его сторон.

2. Деятельность педагога — вторая сторона содержания. В уроке все­гда взаимодействуют учитель и ученик. Педагог — непосредственный тво­рец учебного процесса, создатель множества конкретных учебных и воспи­тательных ситуаций, через которые он умело ведет своих учеников к цели. Действия занимающихся прямо или косвенно обусловлены деятельностью преподавателя, к которой относится следующее: сообщение и разъяснение цели и задач урока, формулировка конкретных заданий и организация их выполнения, наблюдение за действиями занимающихся, анализ, обоб­щение и оценка этих действий, регулирование нагрузок, управление пове­дением отдельных учеников и коллектива занимающихся в целом, коррек­ция взаимоотношений занимающихся и др. Эта руководящая деятельность педагога, требующая определенного мастерства и многих усилий, являет­ся особенно важной и совершенно необходимой стороной содержания урока физического воспитания.

3. Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических уп­ражнений — третья сторона содержания урока. К ней относятся следую­щие компоненты: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмыс-

ливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигатель­ных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооцен­ка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.

4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутрен­нюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым измене­ниям в состоянии их организма, в знаниях, умениях и навыках, в каче­ствах и поведении. Эти процессы составляют четвертую сторону урока. Показатели текущих (в результате каждого урока) и оперативных состоя­ний (в результате каждого упражнения, учебной ситуации) отражают ре­зультативность совместных действий педагога и занимающихся, являются важными ориентирами для построения дальнейших действий.

Все стороны содержания урока физического воспитания взаимосвяза­ны и взаимообусловлены. От педагога зависит обеспечение такой согласо­ванности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным пост­роением урока, организацией его структуры.

Источник

Содержание и структура урока физкультуры.

В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каж­дый из которых включает в себя однородные по функциональной на­правленности более мелкие элементы этого содержания:

1. Учебный материал, представленный конкретным составом физи­ческих упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образо­вательной сущности урока физического воспитания, его предмет­ное содержание.

2. Организационно — управленческая и контролирующая деятель­ность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных за­даний, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера;

действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору ин­вентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учеб­ных заданий; расположение, порядок выполнения, перемещения; организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из эле­ментов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздорови­тельных задач.

3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятель­ности занимающихся служат главным критерием оценки качес­тва проведения урока.

Структура урока — это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элемен­тов его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функцио­нальную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продук­тивность их взаимодействия в решении намеченных задач.

Таким образом, основными структурными единицами урока по физкультуре явля­ются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражают содержатель­но-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и ви­зуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учеб­ной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обу­чения, воспитания и организация занимающихся.

Одной из отличительных черт современного урока физкультуры яв­ляется вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных воз­можностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

Овладение физическими упражнениями требует организации актив­ной деятельности учеников в соответствии с определенными психоло­гическими и физиологическими закономерностями. Учет этих законо­мерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функцио­нально связанных составных частей ( вводно-подготовительной, основ­ной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структур­ными единицами. Последовательность расположения этих частей от­ражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Вводно-подготовительная часть урока по физкультуре обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части. За­дачи и содержание:

1. Начальная организация занимающихся (построение, рапорт о го­товности к занятиям, строевые упражнения на месте).

2. Создание целевой установки (сообщение задач урока).

3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального со­стояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода).

4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активи­зация функций организма (выполнение усвоенных ранее или под­дающихся быстрому овладению несложных физических упражне­ний, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой).

5. Обеспечение решения специфических задач основной части уро­ка (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).

Основная часть урока по физкультуре предназначена для углубленного решения об­разовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмот­ренных учебной программой и планом урока: а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функци­ональных возможностей организма; б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела; в) формирование специальных знаний; г) развитие основных и специ­альных двигательных качеств; д) воспитание нравственных, интеллек­туальных и волевых качеств. Содержание этой части урока определяет­ся учебным материалом программы.

Заключительная часть урока физкультуры имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состоя­ние и создание установки на эту деятельность. Типичные задачи и со­держание: а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передви­жений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и осанку); б) регулирование эмоционального состояния (успока­ивающие подвижные игры, упражнения на внимание); в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятель­ности занимающихся; г) сообщение домашнего задания.

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, на­иболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловле­но тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими харак­терными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составные, например, и по признаку пред­метного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.

Одним из вариантов является классификация, основанная на несколь­ких взаимоподчиненных признаках, позволяющих представить все мно­гообразие уроков физического воспитания и определенной иерархии . Наиболее общая типология уроков по физкультуре в этой классификации построена с учетом направленности физического воспитания (см. «Основные направ­ления советской системы физического воспитания»):

I. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обес­печения базы здоровья, общего физического образования, разно­стороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании детей или взрослого контингента занимающихся, не специализирую­щихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержа­ние строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы при­роды и гигиенические факторы.

II. Уроки физического воспитания с профессиональной направленнос­тью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овла­дению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.

III. Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максималь­ных результатов в конкретном виде спорта.

IV. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкуль- турно-реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате трав­мы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процес­сов, связью с другими средствами лечения.

В границах каждой из охарактеризованных групп выделяют под­группы уроков, различаемых по частным признакам.

Например, по признаку преимущественного использования конкрет­ных видов упражнений в рамках общего физического воспитания раз­личают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а так­же комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более уз­ким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражне­ний и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбо­ла и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т.п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью класси­фицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки ле­чебной физической культуры — по роду заболеваний.

По признаку преимущественной направленности на решение оздо­ровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:

1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. На­иболее часто такие уроки применяются в процессе общего физичес­кого воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью мо­гут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие (форми­рующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью , диф­ференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью . Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:

1) вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изу­чения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, норматив­ными требованиями, а также выявление способности класса и от­дельных учеников, степени готовности их к усвоению нового ма­териала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение уча­щимися практических заданий (обычно групповых), дающих пред­ставление об их подготовленности;

2) уроки изучения нового материала. Основная задача — ознакомле­ние учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется осо­бым путем показа и демонстрации в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;

3) уроки совершенствования применяются для углубленного изуче­ния и закрепления пройденного в усложненных условиях (введе­ние лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или спе­циального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с ак­центом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышаются интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивиду­альный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов ре­шения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;

4) контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназна­чены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качеств учебной работы по теме или разделу программы.

В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каж­дым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опро­бование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т.п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а пос­ле выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости.

Смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элемен­ты уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обус­ловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уро­ках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредс­твенно перед решением очередной задачи; обучение новому материа­лу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать за­креплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий, по развитию силы и выносливости.

Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.

Педагогическая оценка урока по физкультуре : а) сопоставление и оценка средств и методов, применяемых для решения поставленных задач; б) эффектив­ность применения средств и методов; в) усвоение учащимися учебного материала; г) индивидуализация требований.

Источник

Читайте также:  Типовой узел фундамент гидроизоляция
Оцените статью
Строительство и ремонт