Творческие способности человека фундамент развития личности презентация

Содержание
  1. Развитие способностей у человека. презентация к уроку на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Подписи к слайдам:
  5. «Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого» презентация к уроку на тему
  6. Скачать:
  7. Предварительный просмотр:
  8. Подписи к слайдам:
  9. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  10. Презентация на тему «Развитие творческих способностей как средство самореализации личности»
  11. Развитие творческих способностей как средство самореализации личности
  12. Развитие творческих способностей как средство самореализации личности
  13. Самореализация — в иерархии потребностей А. Х
  14. Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный
  15. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития
  16. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации,
  17. Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего
  18. Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники
  19. Можно допустить, что на разных стадиях становления личности значение
  20. Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне
  21. Методики для физического развития
  22. Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности
  23. Когнитивные методы
  24. Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного
  25. Креативные методы
  26. Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие
  27. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и
  28. Удачной формой современного урока является театрализованная игра,
  29. Увлекательным и эффективным делают урок интеллектуальные игры:
  30. Творческое отношение к литературному произведению невозможно без
  31. Технология научного исследования
  32. 1. Постановка проблемы, цели и задач исследования
  33. 2. Выбор методов исследования
  34. 3. Теоретический анализ проблемы
  35. Важнейшим условием правильного анализа научной литературы является
  36. Практическая проверка теоретической модели
  37. 5. Составление выводов и предложений
  38. 6. Оформление списка использованной литературы
  39. Обучение анализу научной и научно-популярной литературы
  40. Картотека представляет собой набор карточек, на которых кратко
  41. Работа над проектом направлена на: Разрешение конкретной проблемы;
  42. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся — неотъемлемая
  43. Классификация творческих работ в области естественных и гуманитарных
  44. Условия развития способностей определяют особенности макросреды
  45. Исторически сложились две концепции профориентации, которые
  46. — воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к
  47. Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е. А
  48. В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной
Читайте также:  Фундаменты под трансформаторы типовые проекты

Развитие способностей у человека.
презентация к уроку на тему

Развитие способностей у человека.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_sposobnostey_u_cheloveka.ppt 1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие способностей у человека Выполнила: Кочурова С. А.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности , полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно является наиболее узким и наиболее точным.

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Начальный этап развития способностей. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет.

2. Условия раннего проявления способностей у детей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность , т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие : творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности

5. Способности и интересы. Существенно важный фактор разви­тия способностей человека — устойчивые специальные интересы . Специальные интересы — это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладе­ние приемами и способами деятельности. Упрочившиеся интересы ребенка — это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься — не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.

Источник

«Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого»
презентация к уроку на тему

«Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого»

Скачать:

Вложение Размер
«Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого» 510 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого»

Урок сегодня: развитие, творчество, комфорт Формирование предметной компетентности Формирование информационной культуры Развитие познавательной активности и самостоятельности Развитие мышления Развитие творческих способностей Формирование коммуникативной компетентности Создание психологически комфортной среды Разнообразие учебной деятельности

На уроке важны Идея ценности личности, создание наиболее благоприятных условий для развития и самовыражения учащихся ( творческое развитие личности). Ориентация на воспитание социальной ответственности. Существование различных точек зрения, отсутствие единой, жестко заданной нормы восприятия изучаемого материала. Активные отношения между субъектами обучения.

Разновидности творческих заданий Встраивание новых знаний в систему старых Опора на знания других предметов Отбор необходимых знаний из большого объема информации Систематизация учебного материала Нахождение причинно-следственных связей Развертывание и свертывание знаний в таблицы, схемы Умение пользоваться справочным материалом, в том числе учебником

Развитие устной и письменной речи Чтение научного текста и работа над содержанием Пересказ по плану Устный ответ на вопрос Устное сочинение Устный доклад Мини-реферат научно-популярного текста Рассказ по рисунку, комиксу

Работа с текстом Составление плана по абзацам Выписывание терминов Выписывание предложений, передающих главную мысль Озаглавливание абзаца Орфоэпическая работа Лексическая работа

Вопросы, направляющие ход мышления Как можно применить . в повседневной жизни? Что, на ваш взгляд, является причиной . и почему? Согласны ли вы с утверждением, что . ? Чем вы можете аргументировать свой ответ? Как, по вашему мнению, посмотрел бы . на вопрос . ? Применение в реальном мире Анализ причинно-следственных связей Оценка и ее обоснование Оценка и ее обоснование Рассмотрение других точек зрения

Деятельностный характер обучения (творческий) Практические работы Эксперимент Решение задач Обращение к научным парадоксам Экскурсии Использование метода проектов

Составляющие проектной деятельности проекты успех организация действий, общение родители применение знаний поиск сведений творчество

Цели проектной деятельности 4. Развитие творческих общеучебных умений Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Достоинства метода проектов: Обучающиеся видят перед собой конечный результат – работу, которую они сделали сами, вложили в неё душу. Развитие творческих возможностей и способностей обучающихся. Дети учатся решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросом, на что я способен, где применить свои знания?

Какова же сущность проектной деятельности в образовательной области? В качестве цели творческой проектной деятельности выступает получение продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющего личную или общественную значимость. Именно творческая проектная деятельность младших школьников будет способствовать образованию, формированию культуры, что поможет по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Проектируя, ребёнок учится: ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели; различать виды ответственности внутри своей учебной работы; Оформлять результаты проекта и представлять его.

Проектная деятельность способствует: обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Программа духовно- нравственного развития: Направлена: — на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую и творческую деятельность обучающихся , основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.

Примерная программа содержит восемь разделов: Четвертый раздел: — раскрывает основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе (коммуникативная, информационная, проектная (творческая) , социальная деятельность).

Высшая цель образования (идеал): Высоконравственный, творческий, компетентный идеал России , принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Основные направления воспитательного процесса: — воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность, настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Вывод «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить интерес и творческий подход к учению».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3 — 5 марта 2015 г., Братск.

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с.

Бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой переоценки методов обучения. Всё большее значение приобретает ориентация на формирование творческой, всесторонне развитой личнос.

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП «»Детский дом.

laquo;Проектная деятельность в процессе воспитания как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности подростка» .

Опыт применения необычных графических техник в работе с обучающимися младшей возрастной группы.

Источник

Презентация на тему «Развитие творческих способностей как средство самореализации личности»

Презентация на тему: «Развитие творческих способностей как средство самореализации личности». Автор: Валентина. Файл: «Развитие творческих способностей как средство самореализации личности.pptx». Размер zip-архива: 123 КБ.

Развитие творческих способностей как средство самореализации личности

Развитие творческих способностей как средство самореализации личности

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х

амореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный

потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития

личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребности в еде, сне); 2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе); 3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи; 4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве); 5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.). Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находя ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации,

согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством. Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью»

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего

психологи­ческого контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и Кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека | смотреть на другого человека его глазами. Целостную личность характеризуют: эффективное восприятие реальности; спонтанность, простота и естественность поведения; ориентация на решение проблемы, на дело; постоянная «детскость» восприятия; частые переживания «пиковых» чувств, экстаза; искреннее желание помочь всему человечеству; глубокие межличностные отношения; высокие моральные стандарты.

Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники

активности. Общепринятой классификации потребностей нет. Одну из основательных попыток классификации потребностей предпринял американский психолог А. Маслоу произвел прикидочную оценку степени их удовлетворения, ориентируясь на американский образ жизни. Приведем эти потребности. Физиологические потребности: в пище, отдыхе, движении, жилье, сексе, защите от стихийных бедствий, сил природы и др. Любая из них, по мнению А. Маслоу, может стать главенствующей. В среднем данные потребности удовлетворяются на 85 %. Потребности в безопасности: защищенности, защите от насилия и угроз, в стабильности. Степень удовлетворения — около 70 %. Потребности в общении, привязанности и люб­ви, присоединении и принятии. Отчетливо проявляются лишь при удовлетворении потребностей первых двух уровней. Удовлетворяются в среднем на 50 %. Потребности в уважении, самоуважении, т. е. в хорошей репутации, признании компетентности, профессиональном престиже, добром имени, достаточном уровне образования. В среднем удовлетворяются на 40 %. Потребности в самоактуализации, в реализации своего потенциала, в творчестве. Степень удовлетворения этих потребностей — всего лишь около 10%.

Можно допустить, что на разных стадиях становления личности значение

потребностей как источников активности меняется. Очевидно, что в младенчестве решающее значение имеют физиологические потребности и потребность в принадлежности (эмоционально-телесном контакте), в дошкольном возрасте — потребность в общении и присоединении, в юности — потребность в самоуважении, в зрелом возрасте — потребность в самоактуализации. Сказанное не означает, что другие потребности утрачивают свою актуальность. Нет, конечно. Но не они определяют основной вектор становления личности.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне

сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем «развести» их на «физические» и «творческие». С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Методики для физического развития

Масару Ибука Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов «Плавать раньше, чем ходить» или грудничковое плавание. «Творческие» методики Семья Никитиных. «Погружающая среда» Марии Монтессори Вальдовская педагогика- методика подражания. Биты информации или карточки Глена Домана. Сесиль Лупан — понятные и практичные рекомендации мамы Зайцев. Обучение складовому чтению. Художники в памперсах. Методика Гмошинской. Впитывание музыки Виноградова Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская Джон Хольт. Теории обучения. Unschooling. Пиаже. Когнитивное развитие Мейсон Шарлотта Направление естественной любознательности. Гарднер. Совокупный интеллект

Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности

детей школьного возраста

Важными для формирования творческих способностей детей являются когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами.

Когнитивные методы

1. Метод эмпатии 2. Метод образного видения 3. Метод эвристического наблюдения. 4. Метод исследования.

Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного

образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта.

Креативные методы

1. Метод придумывания. 2. Метод «Если бы…». 3. Метод гиперболизации. 4.Метод агглютинации.

Чтобы развить творческие способности важно использовать следующие

формы развития творческой активности детей: 1. Экскурсия на природу с последующим рассказом об их впечатлениях. 2. Работа с текстами: чтение, пересказ, творческая переработка сюжета. 3. Театрализованные игры и детские спектакли. 4. Литературные игры. 5.Встречи с интересными людьми.

Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и

приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.

Удачной формой современного урока является театрализованная игра,

которая может проводиться на уроке и вне его. Подготовительная работа включает в себя формулировку темы, создание сценария, распределение ролей, репетиции, обсуждение игровых условностей. В 10 классе возможен урок обобщения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в форме суда над Раскольниковым. Учащиеся погружаются на таком уроке в атмосферу столкновения различных взглядов, мнений. Литературное произведение — это форма художественного диалога писателя с читателем. В процессе погружения в текст приходит понимание, а «понимающий неизбежно становится третьим в диалоге». Интерпретация образа Раскольникова имеет право на существование. Диалог культурных смыслов: писатель-критик, читатель-критик, автор-читатель — формирует у школьников дивергентное, творческое мышление. Важна глубокая проработка материала, высшая степень самостоятельности, способность к критичности и толерантности в оценках, ориентация на соревновательность, актуализация деловых, лидерских возможностей. Участвуя в дискуссиях, выступая с докладами, учащиеся учатся оппонировать, адаптируясь к реалиям сегодняшнего времени.

Увлекательным и эффективным делают урок интеллектуальные игры:

литературные кроссворды, ребусы, викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды, викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса.

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без

умения понимать, ценить детали в художественном тексте. Порой школьники не умеют видеть её в читаемом тексте, увлекаясь только ходом повествования. Задерживать внимание на деталях нужно уже с 5-го класса, в этом помогают игровые, тестовые задания: «Угадай героя (по реплике самого героя, по портрету и т.п.)», «Вставь пропущенное словечко», «Из какого произведения «потерянные» вещи (предметы)?», «Откуда эти строки?». Поиск «опорных мотивов» («точек удивления») при изучении художественного текста — важное условие его понимания и усвоения. Они вызывают у школьников духовно-эмоциональный, личностный отклик. Работа над именами, фамилиями героев, заголовками произведений, яркими тропами и фигурами речи «включает учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, формирует умение анализировать текст».

Технология научного исследования

Исследование – это решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, практическую проверку полученных гипотез и оформление результатов. Научное исследование имеет следующую структуру.

1. Постановка проблемы, цели и задач исследования

От того, насколько правильно сформулирована проблема, зависят результаты всего исследования. Проблема исследования – это затруднение в объяснении жизнедеятельности организма или сообщества, недостаток или отсутствие информации о каком-либо объекте или процессе. Формулирование проблемы начинается с краткого описания ситуации, в которой возникает проблема, после чего составляется формулировка самой проблемы.

2. Выбор методов исследования

Выбор методов исследования определяется поставленными задачами. Для выполнения каждой задачи следует тщательно продумать и выбрать теоретические и (или) практические методы. К теоретическим методам относятся: сравнительный анализ информации из научной литературы, моделирование, системный анализ, методика решения противоречий, конструирование и проектирование. К практическим методам исследования относятся: наблюдение, измерение, анкетирование, интервью, тестирование, беседа, метод рейтинга (определение значимости объекта, деятельности какой-либо личности или события путем использования специальной шкалы оценок), метод независимых характеристик (составление письменной характеристики объекта, личности или события большим количеством людей независимо друг от друга), эксперимент.

3. Теоретический анализ проблемы

Абсолютное большинство научных проблем не являются объективно новыми. Они уже когда-то ставились учеными в разных формулировках и имеют определенные решения. Другое дело, что имеющиеся решения малоэффективны или приводят в появлению нежелательных отрицательных последствий. Поэтому первый этап теоретического анализа – это изучение и анализ научной и научно-популярной литературы. Без такого анализа велика вероятность того, что полученные результаты исследования будут повторять ранее известные решения проблемы. Приступая к анализу научной литературы, следует, прежде всего, выбрать необходимые источники. Для этого лучше всего воспользоваться систематическим каталогом библиографического отдела научной библиотеки.

Важнейшим условием правильного анализа научной литературы является

сравнение различных подходов к решению проблемы, указание сильных и слабых сторон в каждом из полученных авторами решений. После завершения анализа научных монографий необходимо проанализировать научно-популярную литературу и, прежде всего, научно-популярные журналы. Часто результаты новейших исследований публикуются именно в научно-популярной литературе. На втором этапе теоретического анализа выполняется решение проблемы с помощью методов диалектической логики и формулирования гипотез. Оптимальный путь – это решение проблемы всеми указанными выше методами: системным анализом, методикой разрешения противоречий. О применении этих методов будет рассказано во второй лекции. На третьем этапе теоретического анализа сравниваются решения проблемы, полученные в процессе анализа научной литературы, и гипотезы, полученные при проведении диалектического анализа. В результате этой работы конструируется теоретическая модель цели исследования для последующей практической проверки.

Практическая проверка теоретической модели

включает в себя, как правило, следующую операцию: практическая проверка теоретической модели с помощью экспериментов и ее коррекция. Исследователю следует помнить, что критерием истины является практика, а именно экспериментальная проверка полученных теоретических положений.

5. Составление выводов и предложений

Этот этап исследования включает в себя констатирующую часть. В этой части исследования составляются обобщенные выводы по каждой части работы. На основе теоретического анализа проблемы в выводах кратко отображается полученная теоретическая модель, ее сильные и слабые стороны. На основе практической части работы анализируются результаты экспериментов, указываются элементы коррекции, которые были внесены в теоретическую модель, – окончательно оформляется результат (цель) исследования. На основании математической обработки результатов экспериментов анализируется изменение эффективности функционирования полученной экспериментальной системы по сравнению с общепринятыми данными и отношение людей к ней. В прогнозирующей части формулируются предложения по дальнейшим исследованиям изучаемой системы. Исследователь составляет краткий прогноз развития исследований системы, формулирует проблемы, которые могут возникнуть в ее деятельности, и составляет краткий план их решения.

6. Оформление списка использованной литературы

(В РФ для каждого вида публикаций установлены государственные стандарты (ГОСТ) библиографических описаний. За рубежом издатели определяют правила библиографических описаний для каждого вида издания.) Список литературы, которая использовалась в процессе исследования, может быть составлен двумя способами: по алфавиту или по порядку использования. Если указываются научные монографии, то форма записи имеет следующий вид: 1. Иванов В.В. Балтийское море. – Рига: Просвещение,1987. – С. 34–37. Указаны страницы издания, использованные в работе, но можно указать и общее количество страниц в книге. В этом случае вместо С. 34–37, записывается общее количество страниц в книге, например, 205 с. Если указываются статьи из научных журналов или газет, то форма записи имеет следующий вид: 2. Петров А.Н. Заповедник Морицсала//Природа и мы. – 1989. – №7. – С. 32–41.

Обучение анализу научной и научно-популярной литературы

В 6–8-х классах рекомендуется научить учащихся методике работы с информацией из научной и научно популярной литературы. Существует пять вариантов такой работы (по степени усложнения): 1) картотека (набор аннотаций); 2) энциклопедическая справка; 3) доклад; 4) реферат; 5) обзорный анализ. Сразу следует сказать об объеме работ. К сожалению, часто учителя завышают требования к объему докладов учащихся. Объемы информационных работ следует жестко ограничивать, следуя принципу: слов должно быть мало, мыслям должно быть тесно. Тем, кто сомневается в этом, можно напомнить, что докторская диссертация А.Эйнштейна по специальной теории относительности была изложена всего на 25 страницах. И это в то время, когда подобные диссертации писали не менее, чем на 150–200 страницах.

Картотека представляет собой набор карточек, на которых кратко

изложено содержание статьи или книги. Обучение составлению картотеки следует начинать с текстов учебника. Примерный план аннотации может быть следующим: 1) название текста; 2) основные идеи текста; 3) факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей; 4) противоречия между аргументами; 5) проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо). Объем карточки – не более половины страницы А4 (900 знаков). Энциклопедическая справка представляет собой сборник карточек по выбранной теме. Объем энциклопедической справки растет с каждым годом. Доклад представляет собой текст, в котором приводится сравнение двух или более мнений ученых, результатов исследований по выбранной теме. На первом этапе обучения возможно составление элементарных докладов по материалам энциклопедии или Интернета (это скорее информационное сообщение, нежели доклад). Основная задача доклада – сравнение различных мнений и поиск возможных противоречий. Объем доклада не более 3 страниц. Реферат отличается от доклада тем, что на основе сравнения мнений разных ученых по выбранной теме автор реферата формулирует проблемы (противоречия) и выдвигает гипотезы для их решений. Эта форма работы оценивается выше, чем доклад. Объем реферата – не более 5 страниц. Обзорный анализ – это реферат, в котором изложены основные научные мнения, результаты исследований по данной теме, сделан их сравнительный анализ, сформулированы проблемы (противоречия) и выдвинуты гипотезы. Объем обзорного анализа желательно ограничить 7–10 страницами.

Работа над проектом направлена на: Разрешение конкретной проблемы;

Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование); Поиск информации; результат (продукт); Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся — неотъемлемая

часть образования, одного из направлений модернизации современного образования, развития творческих способностей.

Классификация творческих работ в области естественных и гуманитарных

наук Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер. предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические или описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Условия развития способностей определяют особенности макросреды

Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Исторически сложились две концепции профориентации, которые

французский психолог А. Леон назвал

— диагностическая — сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии. Многими учеными данная концепция профориентации оценивается как механистическая. В ее основе лежит взгляд на способности как на стабильные образования, мало подверженные влияниям среды. Субъекту в рамках данной концепции отводится пассивная роль.

— воспитательная — концепция направлена на подготовку индивида к

профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными воздействиями. Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности. Значительно меньшее место в ней занимают тестовые испытания. Однако и здесь недооценивается личностная активность субъекта, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Поэтому в отечественной психологии к решению данной проблемы подходят комплексно. Считается, что решение проблемы профориентации возможно, лишь когда оба подхода представляют собой звенья одной цепочки: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е. А

Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности. Первая — непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой. Вторая — годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний. Третья — соответствие данной области деятельности: нет противопоказаний, и имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий. Четвертая — призвание к данной профессиональной области деятельности. Это высший уровень профессиональной пригодности человека.

В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной

деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт