Судовые фундаменты под оборудование

Судовые фундаменты под оборудование

Масса установленных в машинном отделении механизмов и инерцион­ные усилия на корпусные конструкции (переборки, борта, днище и палубы) воспринимаются судовыми фундаментами, которые должны обладать необходимой жесткостью.

Конструкции фундаментов зависят от массы, габаритов и харак­тера работы механизма, а также от места установки и системы набора корпуса.

В каждом фундаменте можно выделить три основных элемента: продольные составные балки, служащие опорами для фундаментных рам дизелей или лап устанавливаемого на фундамент механизма; поперечные перевязывающие бракеты; подкрепляющие вертикальные ребра или кницы. В зависимости от конструк­ции картера дизеля применяется несколько вариантов установки главного двигателя на фунда­мент судна.

Если фундамент расположен на настиле двойного дна, то в плоскости фун­даментных балок устанавливают дополнительные днищевые стрингеры, кото­рые доводят до ближайших поперечных переборок. Если дизель устанавливают непосредственно на настил двойного дна, то продольные балки фундамента ус­танавливают в днищевом наборе, а горизонтальные опорные поверхности вва­ривают в настил двойного дна (как правило, это плиты толщиной до 50 мм). Иногда для размещения картера дизеля необходимо местное углубление. Но во всех этих случаях под верхней опорной поверхностью фундамента устанавливают продольные балки с одинарной или двойной стенкой в зависимости от конструк­ции фундаментной рамы дизеля и расположения крепежных болтов.

Фундамент упорного подшипника выполняется как одно целое с фундамен­том главного двигателя или как отдельная конструкция. В последнем случае под ним устанав­ливают специальные подкрепления в виде дополнительных продольных балок и бракет, которые воспринимают усилия, передаваемые подшипнику гребным валом.

Читайте также:  Ленточный фундамент газобетон гараж

Малогабаритные механизмы и оборудование могут устанавливаться непо­средственно на платформах или настиле второго дна на наварышах. Паровые котлы устанавливают на фундаментах так, чтобы их сварные соединения не рас­полагались на опорах. Для предотвращения смещений предусматривают соот­ветствующие упоры и штормовые крепления с учетом тепловых деформаций корпуса котла.

Возможна установка механизмов и другого оборудования на наружной обшивке, водонепроницаемых переборках, стенках туннеля валопровода, стен­ках цистерн жидкого топлива или масла при условии крепления их к ребрам жесткости или на кронштейнах, приваренных к обшивке в районе ребер жест­кости.

Главного двигателя и их передачи, упорные подшипники валопроводов крепятся к судовым фундаментам плотно пригнанными (призонными) болтами. Вместо болтов могут применяться специальные упоры. Призонные болты при необходимости приме­няют также для крепления ВМ к фундаментам. Болты, крепящие главного двигателя и ВМ, подшипники валопровода к судовым фундаментам, а также болты, соединяющие части валопровода, надежно застопориваются для предотвращения самопроиз­вольного ослабления. Механизмы с горизонтальным расположением вала уста­навливаются параллельно диаметральной плоскости судна.

Различают следующие виды соединений механизмов с фундаментами:

— соединение механического оборудования непосредственно с фундамен­тами (рис. 2.11);

— при помощи пригоняемых по месту компенсирующих звеньев (рис. 2.12);

— с помощью выравнивающих компенсирующих звеньев (рис. 2.13);

— путем компенсации неточностей сопряжения формируемыми подкладками из полимерных материалов (рис. 2.14);

при помощи звеньев композитной конструкции (рис. 2.15).

Источник

Установка фундаментов

Конструкция и размеры фундаментов под главные и вспомогательные механизмы, а также порядок их установки бывают различными и зависят от типа устанавливаемого механизма и принятой технологии выполнения корпусных и монтажных работ.

Фундамент под сварку собирают с помощью обычно сборочных приспособлений. В целях уменьшения сварочных деформаций зазоры между стыкуемыми деталями строго выдерживают в заданных допусках, которые, в большинстве случаев не превышают 1 мм. Приварку фундамента выполняют вручную или с помощью полуавтоматов.

Установка фундаментов под главные механизмы

Базовыми линиями при установке фундаментов под главные механизмы являются:
— по длине — теоретические линии шпангоутов, нанесенные на настиле второго дна;
— по полушироте и высоте — осевая линия вала.

До установки фундаментов выполняют следующие подготовительные работы: проверяют положение корпуса судна на построечном месте, размечают места установки фундаментов на настиле второго дна, там же наносят продольную ось фундамента, определяют положение оси вала и делают соответствующие отметки на поперечной переборке.

На поперечные балки фундамента заранее наносят осевые риски. При отсутствии поперечных балок эти риски должны быть вынесены на рейки или специальные визирные марки, установленные перпендикулярно оси вала.

Проверку положения фундаментов под главные механизмы целесообразно выполнять оптическим способом, особенно при постройке судна на горизонтальном построечном месте и при горизонтальной оси валопровода.

Для проверки положения фундамента на судне теодолит устанавливают и центрируют над продольной осью фундамента на некотором от него расстоянии (рис. 13.33). Зрительную трубу наводят на продольную ось фундамента, и теодолит закрепляют, затем фундамент перемещают по полушироте до совпадения рисок оси фундамента на его поперечных балках, рейках или марках с вертикальным штрихом сетки трубы.

1 — фундамент; 2 — линия ДП; 3 — рейка полушироты; 4 — рейка высоты; 5 — теодолит; 6 — поперечная переборка; 7 — ось линии вала.

Для проверки положения фундамента по крену, высоте и дифференту зрительную трубу теодолита устанавливают горизонтально и закрепляют от вращения вокруг горизонтальной оси. Трубу теодолита последовательно наводят на рейку, устанавливаемую вертикально на контролируемых точках опорной поверхности фундамента. Фундамент выравнивают по крену и дифференту до получения одинаковых показаний на рейке. Затем определяют положение опорной поверхности фундамента по высоте относительно риски оси линии вала на поперечной переборке, после чего причерчивают нижнюю кромку фундамента, прилегающую к настилу второго дна.

Установка фундаментов под вспомогательные механизмы

Большинство фундаментов под вспомогательные механизмы размещают на секциях или блоках в цехе предварительной сборки. На построечном месте устанавливают лишь те фундаменты, установка которых в цехе предварительной сборки невозможна или нецелесообразна.

Фундаменты под вспомогательные механизмы устанавливают по разметке, выполненной по чертежам, и лишь в отдельных случаях — по данным с плаза.

Проверяют положение фундаментов под вспомогательные механизмы обычно с помощью простейшего проверочного и измерительного инструмента (метр, шергень, уровень и т. п.).

На значительной части заводов нашел применение так называемый агрегатный метод монтажа вспомогательных механизмов. Заключается он в том, что на построечное место подают фундаменты с собранными на них механизмами или отдельно от механизма, но с обработанными опорными поверхностями и просверленными отверстиями под болты.

При монтаже механизмов агрегатным методом их фундаменты обычно состоят из двух частей — основной и переходной, каждую из которых изготовляют отдельно (рис. 13.34). Основную часть фундамента устанавливают и приваривают на судне, переходную — монтируют с механизмом, а потом подают на построечное место, где ее приваривают к основной части. Переходную часть с основной сваривают так, чтобы исключить деформацию фундамента.

1 — основная часть; 2 — переходная часть.

Установка креплений

Согласно современной технологии часть креплений приборов, оборудования, трасс электрокабеля и т. п. устанавливают при изготовлении секций и блоков. Оставшиеся крепления, которые составляют все еще значительную часть, устанавливают на построечном месте или после спуска судна на воду. Разметку мест установки креплений на корпусных конструкциях выполняют обычным способом по данным чертежа;
Разработан фотопроекционный метод разметки мест установки деталей крепления с помощью фотопроектора ФТП-451.

Источник

Конструкция фундаментов под главные механизмы. Конструкция кормовой оконечности

Страницы работы

Содержание работы

Конструкция фундаментов под главные механизмы.

Конструкция и размеры фундамента под главный механизм зависит от типа установки её мощности и числа оборотов. На одновальных судах фундамент под главный двигатель устанавливают в ДП, на двухвальных судах устанавливают два фундамента параллельно ДП. Фундамент устанавливается в МКО на второе дно.

Рисунок 1 – Конструкция фундамента под главные механизмы

Основной связью фундамента являются две неразрезные продольные балки таврового сечения. Между собой балки соединяются бракетами, а со стороны бортов раскрепляются кницами на каждом шпангоуте. Бракеты и бортовые кницы подкрепляются, поясками концы поясков срезают на «ус».

Концы продольных балок плавно срезают, и как правило, доводят до ближайшего флора. Пояски фундамента в зависимости от конструкции основания и числа рядов крепящих болтов можно приваривать к продольной балке вертикально или смещать на борт.

Двигатель, опирающийся на фундамент, крепят на горизонтальных поясках, которые должны быть значительно толще стенки фундаментной балки. Горизонтальные пояски в районе крепежных болтов подкрепляют дополнительными кницами, привариваемыми между основными бортовыми кницами. Распорные бракеты между продольными балками в зависимости от формы нижней части двигателя (картера) могут быть занижены.

Положение двигателя на фундаменте определяется положением гребного винта в кормовой оконечности и линией вала. Высота продольных фундаментных балок определяется расстоянием от настила второго дна до нижнего основания лап двигателя. Расстояние между балками должно соответствовать ширине картера двигателя, а размеры горизонтальных поясков – ширине фланца станины двигателя и расположению отверстий для крепящих болтов.

Плоскости станины двигателя и горизонтального пояска должны по всей площади прилегать без зазора, что обеспечивает равномерность затяжки крепящих болтов. Для плотного прилегания горизонтальные пояски после изготовления фундамента обрабатывают на строгальных станках. Для снижения трудоёмкости этой работы к горизонтальному пояску привариваются отдельные плиты в районе отверстий под крепежные болты. В этом случае обработке подлежат только приваренные плитки. Толщина привариваемых плит зависит от точности монтажа главного двигателя.

Двигатели массой до 100т транспортируют на судно и устанавливают на фундамент в собранном виде. Крупногабаритные двигали транспортируют и собирают на судне в МО блоками. Базовой конструкцией при сборке служит фундаментная рама. С целью сокращения сроков монтажа механизмов на стапеле в последние годы широко применяется агрегатирование, т.е. сборку вне судна крупных монтажных единиц из стандартного и унифицированного оборудования.

Судовыми фундаментами называют специальные листовые, балочные или иные конструкции различных форм и размеров предназначенные для опоры и закрепления главных и вспомогательных механизмов, устройств, приборов и т.д.

На судне может быть до нескольких сотен фундаментов.

1. Надёжное крепление различных механизмов к корпусу судна.

2. Распределение действующей на фундамент нагрузку на возможно большую часть связей перекрытия.

3. Обеспечение определённого положения в пространстве и облегчение условий монтажа обслуживания и ремонта механизмов.

Судовые фундаменты классифицируются:

1.1 Фундаменты под главные двигатели

1.2 Фундаменты под парогенераторы

1.3 Фундаменты под вспомогательные механизмы и т.д.

2. По месту расположения

2.1 Устанавливаемые в нижнем горизонтальном положении

2.2 Навешиваемые на вертикальную плоскость

2.3 Подвешиваемые под подволоком

3. По конструктивному исполнению

3.1 Фундаменты-столы с развитой опорной поверхностью в виде стола

3.2 Фундаменты-банкеты, представляющие собой замкнутые рамы с опорными поверхностями в виде полос

3.2 Фундаменты-подкрепления в виде различных конструкций утолщённых балок и листов

3.3 Фундаменты-балки, состоящие из двух продольных вертикальных и двух наклонных листов, приваренных нижними кромками к настилу второго дна

3.4 Фундаменты-кронштейны, устанавливаются на вертикальные судовые конструкции.

На фундамент действуют многочисленные нагрузки:

— масса закреплённых механизмов и устройств;

— силы инерции, обусловленные качкой судна и движением неуравновешенных частей механизмов;

— упор гребного винта;

— усилия от действия судовых устройств.

Совокупность нагрузки определить трудно, поэтому размеры связей фундаментов определяются на основе эксплуатации опытных установок.

Требования к фундаментам.

1. Фундамент должен иметь прочную и жесткую конструкцию, обеспечивающую надежное крепление механизма к корпусу судна.

2. Фундамент должен иметь простую конструкцию, для чего исключаются криволинейные соединения, используются унифицированные детали.

3. Конструкция фундамента должна обеспечивать доступ к любому месту опорной поверхности.

Источник

Фундаменты

Фундаменты служат для размещения и крепления машин, котлов, различных установок и устройств и т. д.. Все это оборудование воздействует на фундаменты собственным весом и инерционными силами, возникающими при продольной и поперечной качке судна, а также неуравновешенными усилиями, создающимися при работе механизмов. Фундамент воспринимает эти усилия и передает их на связи корпуса судна. Фундамент дизеля — фундамент главного двигателя — состоит из двух непрерывных продольных балок, которые постепенно переходят в настил второго дна. На верхние кромки продольных балок приварены так называемые опорные горизонтальные полосы, на которые с помощью пригоночных деталей установлен фундамент двигателя и которые связаны друг с другом винтовыми болтами. Продольные балки фундамента и опорные полосы подкреплены на каждом флоре поперечными бра-кетами с поясками между продольными фундаментными балками и кницами на наружных сторонах. Днищевые связи и настил второго дна в районе фундамента машин усилены; под продольными балками фундаментов в большинстве случаев расположены дополнительные стрингеры. На небольших судах с одинарным дном фундамент для главного двигателя, как правило, не устанавливают. Двигатель крепится к опорным листам высоких флоров, форма которых соответствует форме поддона картера.

Фундамент упорного подшипника, который должен воспринимать аксиальный упор гребного винта, тоже прочно соединен с днищем судна. Если упорный подшипник не образует с фундаментом главного двигателя единый узел, то в соответствии с возникающими усилиями упора под упорным подшипником устанавливают дополнительные стрингеры и бракеты. Фундаменты под котлы разделяют на фундаменты под цилиндрические огнетрубные и водотрубные котлы. Водотрубные котлы по конструкции и по форме очень разнообразны, в соответствии с этим их фундаменты также могут иметь самую различную форму. Фундаменты под цилиндрические огнетрубные котлы состоят из двух седлообразных балок, которые подогнаны к форме котла. В продольном направлении они связаны двумя продольными балками с полками. Чтобы предотвратить смещение котла в продольном направлении, на концах котлов установлены стопорные опоры. Анкерные связи на каждой стороне предотвращают скатывание котла с фундамента при бортовой качке. Вспомогательные механизмы, такие как генераторы, тяжелые насосы, компрессоры, также имеют фундаменты, которые отличаются от фундаментов главного двигателя в основном меньшими размерами и более слабой конструкцией, а также формой, которая соответствует станинам этих механизмов.

Фундаменты:

а — фундамент главного двигателя на настиле второго дна; b — фундамент главного двигателя на одинарном дне; с — фундамент для цилиндрического огнетрубного котла; d — фундамент для водотрубного котла; е — фундамент для компрессора

1 — кницы (с полками); 2 — флор; 3 — днищевой стрингер; 4 — вертикальный киль; 5 — поперечные бракеты; 6 — продольные балки; 7 — опорные горизонтальные полосы; 8 — фундамент вспомогательного двигателя; 9 — анкерная связь; 10 — стопор котла; 11 — седельная опора

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт