Стен появилась намного раньше бумажных обоев явное
Интернет-журнал об истории создания всего, что нас окружает.
История обоев неразрывно связана с изобретением бумаги. Первые обои появились в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Это совпало с изобретением там же рисовой бумаги, которой начали оклеивать стены домов. Секрет изготовления бумаги хранился в Китае в течение пяти веков.
Первыми о способе изготовления бумаги узнали японцы в VI веке. В VIII веке этому научились и в арабских странах. Секрет изготовления стал известен арабам после поражения китайцев в битве при Самарканде. Именно тогда китайские пленные раскрыли тайну создания бумаги. Через некоторое время бумажные листы начали делать по всей Европе, а к XI столетию бумагу научились изготавливать и в России. Обои, сделанные из рисовой бумаги, пользовались большим спросом во все времена и не зависели от вкусов и веяний моды. До настоящего времени китайские расписные обои можно встретить в лучших музеях мира.
Однако в те времена стоимость изделий была достаточно высокой, и обои не имели огромной популяризации. В «массы» они поступили намного позже. До этого для отделки стен использовали различные ткани и кожу. Впрочем, необходимо сказать, что любые обои в те времена были роскошью, доступной немногим, и говорили о высоком статусе и достатке хозяев дома.
Однако все это были ненастоящие обои. То, что мы понимаем под этим словом, появилось только после изобретения печатного пресса. Так, в конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков», которые выпускали обои, разделенные на куски небольших размеров.
В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал метод изготовления матриц, для того чтобы печатать обои, имеющие непрерывно повторяющийся рисунок. Это дало толчок к развитию массового производства обоев. В XVIII веке очень ценились продукция, выпущенная в Лондонских цехах.
В этом же веке, да собственно и веком ранее, в Европе были очень популярны фальшивые шелка. Они создавались путем наклеивания с помощью грунтовок на бумагу обрезков шелковых нитей. При этом такие обои тяжело было отличить от полностью тканных. Они применялись даже при украшении Лувра и замка кардинала де Ришелье.
История возникновения обоев получает новый виток развития со второй половины XVIII столетия, когда в моду входят бумажные изделия. В России бумажные обои были наиболее популярны в Москве. Это было вызвано модой на недорогие материалы, которые использовались при отделке домов и усадеб.
В те времена, обои наклеивали на специальный холст, который натягивался на раму, прикрепленную к стене. В результате, за обоями образовывалась воздушная прослойка, что позволяло увеличить срок службы обоев — они медленнее выцветали, с трудом сырели и не деформировались. Кроме того, их всегда можно было снять, почистить или заменить.
Вначале на обои наносился рисунок повторяющий фактуру кирпичной стены, штукатурки или отдельных архитектурных деталей. Но со временем на них стали наносить рисунки, повторяющие тканевые, при этом, не забывая о моде. Часто это были пейзажи, жанровые и аллегорические сюжеты, цветочные узоры, а также рисунки, имитирующие структуру мрамора, лазурита или малахита. В Викторианскую эпоху происходит дальнейшее развитие цветной печати, что оказывает влияние на стоимость обоев, и они дешевеют. Растет их популярность. Обои становятся доступными не только богатым, но и средним слоям населения.
Многие женщины усовершенствовали свои обои. Они собственноручно расписывали их, делали аппликации, создавая, таким образом, практически произведения искусства. В эпоху «модернизма» мода на обои проходит до начала XX века, когда их развитие получает второе дыхание.
В настоящее время, обои можно встретить в каждом доме или квартире. Но постепенно появляются новые методики и способы отделки стен.
Источник
Стен появилась намного раньше бумажных обоев явное
В своем современном значении слово «обои» означает «широкие полосы декоративной рулонной бумаги, наклеиваемые на стены жилых помещений». Однако лишь сравнительно недавно стены стали оклеивать именно бумагой, до этого они обивались тканью или кожей. Или же покрывались коврами. Так, в немецком языке слово «обои» – Tapeten, восходит к итальянскому tappeto – «ковер».
Собственно именно об этом нам и напоминает и русское слово «обои», происходящее от глагола «бить». Например, стены внутри домика Петра I на Петровской набережной были обтянуты (обиты) морской парусиной, специально для этого вытканной в городе Вязники Владимирской области, где уже в начале XVIII века были основаны мануфактуры, выпускавшие холст для парусного флота.
В русском языке слово «обои» употребляется с первой половины XVIII века. А словосочетание «обои стенные» фиксируется в словарях начиная с 1731 года. Значение «бумажные обои» известно, по крайней мере, уже с середины XVIII века, хотя тканевые обои продолжали применяться повсеместно. Сами бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где производство такого рода обоев практиковалось издревле.
Бумажные обои получили широкое распространение в Европе именно в XVIII веке, после изобретения первой писчебумажной машины, позволявшей печатать обои произвольной длины (при классической их ширине в 50–60 см). Тогда же в Англии появились и первые фабрики по изготовлению бумажных обоев. До этого столь полезного изобретения для внутреннего украшения жилищ употреблялись мрамор, кожа, дерево и различного рода ткани. В Европу искусство изготовления обоев ткацким способом было завезено с Востока испан-скими маврами и первоначально утвердилось в Нидерландах, а оттуда перешло во Францию, где при Людовике XIV это дело было в значительной степени усовершенствовано Гобеленом, основавшим свою знаменитую ткацкую мануфактуру в Париже. Нужно сказать, что и после того, как был налажен промышленный выпуск бумажных обоев (сначала с ручной печатью, а потом и с машинной), тканевые обои также продолжали использоваться. Вспомним пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «В гостиной штофные обои» (от немецкого «штоф» – тяжелая шерстяная или шелковая ткань).
Как уже было сказано, первые фабрики по производству бумажных обоев возникли в Англии. Здесь изготавливали в основном обои дешевые, среднего качества.
Во Франции же, напротив, на большинстве фабрик делали только роскошные, дорогие обои. Обойное производство получило широкое развитие также в Германии и США.
В России же обойных фабрик было сравнительно немного. К 1893 году общее их число не превышало тридцати восьми. На этих предприятиях работало всего 1400 рабочих. Причем уже в те годы поднимался вопрос о вредности обойного производства. Дело в том, что для производства некоторых видов обоев использовались вредные вещества, например мышьяк. Поэтому было решено, что некоторые очень яркие и красивые, но вредные краски (например, швейнфуртская зелень) не должны употребляться для изготовления обоев. Здесь было бы уместно вспомнить версию об отравлении коварными англичанами Наполеона на острове Святой Елены – с помощью как раз тех самых зеленых обоев, пропитанных мышьяком, которыми были оклеены покои опального императора.
В России большинство фабрик по производству обоев находилось в Петербурге и Москве. В Петербурге одной из самых известных была фабрика Камюзе, основанная в 1841 году. Здесь выделывалось «до 900 тысяч кусков гладких, шерстяных, чеканных золотом, с рельефным рисунком и пр. обоев в год». Стоимость таких обоев варьировалась от 12 копеек до 9 рублей за кусок.
А самым знаменитым в Петербурге магазином по продаже «лучших обоев русских и иностранных» был магазин «Досс Э. и Ко», располагавшийся в здании Голландской церкви на Невском проспекте, 20.
Нужно сказать, что наши предки ставили обойное производство в один ряд с ситцевым и фарфоровым, ибо в нем, наряду с чисто технической стороной дела, особую важность имела сторона художественная, так как «красота рисунка является наиболее важной при оценке обоев». На некоторых фабриках изготовляли обои, строго выдержанные в каком-нибудь одном стиле, печатая на бумаге целые картины. При производстве подобных дорогих обоев, когда использовалось до нескольких сот красок, печать производилась вручную. Кроме того, после каждой набивки рисунок просматривался мастером, и если в некоторых местах узор выходил неправильно, его подрисовывали от руки с помощью кисти. Таким образом получались обои ручной работы с неповторимым орнаментом. Для производства недорогих обоев использовали не более тридцати красок, и этот процесс был полностью механизирован. Для изготовления и вовсе дешевых обоев краски наносились на белую бумагу, в остальных случаях бумага грунтовалась.
По способу изготовления бумажные обои делились на различные виды: расцвеченные сусальным золотом, серебром или бронзой, глянцевые, бархатные или суконные, мраморные, гранитные, под дерево, имеющие вид тисненой кожи, сатинированные, лощеные, лакированные, водонепроницаемые обои. Были даже несгораемые обои! Для того чтобы сделать их несгораемыми, бумага еще перед нанесением красок пропитывалась растворами фосфорно-аммиачной соли и квасцов.
Преподносимые как изобретение нашего времени моющиеся обои изготавливались уже в XIX веке. Это были так называемые лакированные обои.
Интересен старинный рецепт изготовления бархатных обоев: «материалом для изготовления бархатных обоев служит отброс с суконных фабрик, так называемая стрижка, представляющая мельчайшие шерстяные волоски. Если нанесенный ворс, пока он еще не совершенно засох, расчесать щеткой в одну какую-нибудь сторону, то получается так называемый начес; если только одна часть ворса подвергается начесу, то часть рисунка кажется матовой, а другая блестящей».
К сожалению, бумажные обои недолговечны (в исторической перспективе, конечно же), но до сегодняшнего дня старинным обоям помог сохраниться тот факт, что при ремонте они наклеивались одни на другие и теперь исследователи, словно археологи, расчищая на стенах слой за слоем, могут проследить, как менялись вместе со временем мода, вкусы и предпочтения. Не говоря уже о старинных газетах, столь удобных для датирования, которые обнаруживают под обоями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Например, в квартире поэта Блока после того, как она была превращена в коммуналку на оригинальные обои блоковского времени было наклеено еще 60 слоев обоев! Другим же подспорьем для искусствоведов при изучении и воссоздании старинных обоев являются, безусловно, архивные фотографии.
Источник
История обоев
Обои – это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.
Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?
Появление бумаги
История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги – египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.
В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других – появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.
В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.
В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.
История развития обоев
Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков – Представление Девы (1418 г.) – хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.
Самая ранняя из найденных печатных книг, 868 г.
Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»
В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.
Фрагмент обоев из Колледжа Христа в Кембридже, 1509 г.
Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.
Настоящим изобретателем обоев принято считать французского гравера Жана-Мишеля Папиллона, который в 1675 году начал использовать деревянные блоки для создания продолжительных и непрерывных узоров на бумаге.
Изобретатель обоев Жан-Мишель Папиллон
Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.
Старинные флоковые обои, 1760 г.
В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком – от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз – быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность.
В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.
В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.
Изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер
Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография – новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.
В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.
В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.
Метод глубокой печати
Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.
Нанесение рисунка методом шелкографии
В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн.
Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.
Одна из первых машин для производства бумажных рулонов
После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.
Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е – 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.
Что мы имеем сегодня?
Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?
Современные обои от итальянского бренда Sirpi
Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.
Источник