Стационарный фундамент башенного крана

Фундамент под башенный кран

Безопасность в строительстве – главный фактор, требующий соблюдения правил, норм. При использовании башенного крана важно позаботиться о его правильном монтаже, поскольку машина монтируется на собственное фундаментное основание. Оно должно обеспечивать стойкость к нагрузкам, возникающим в процессе эксплуатации при перемещении грузов. Устойчивость также обеспечивается при воздействии неблагоприятных погодных условий: ураганный ветер, снеговой покров, дождь.

Правильный расчет нагрузки – залог безопасности фундамента башенного крана

Разработка проектов для оснований кранов требует наличия опыта в проектировании бетонных и железобетонных конструкций, специальных знаний механики грунтов, технологии строительных процессов. Фундамент обязан быть запроектирован в соответствии с нормами, правилами, государственными стандартами, действующими на территории Российской Федерации.

Чтобы соблюсти требования обращаются к сотрудникам с опытом в разработке проектов фундаментов для башенных кранов. Компания должна иметь штат квалифицированных сотрудников, имеющих лицензию на выполнение проектных работ и расчета. Проект фундамента должен обеспечивать безопасную для жизни, здоровья людей эксплуатацию башенного крана при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий.

Как происходит процесс разработки проектной документации на фундамент под башенный кран?

Прежде чем разработать проект на фундамент под башенный кран, проектировщику требуется ознакомиться с существующими моделями машин, которые отличаются характеристиками: высота и длина стрелы, грузоподъемность. Внимательно изучают и техническую документацию завода-изготовителя, в которой указываются нагрузки на фундамент вне эксплуатации. Обязательное условие — изучение отчёта об инженерно-геологических изысканиях на площадке строительства, так как от физико-механических характеристик грунтов в месте установки крана и от уровня грунтовых вод будут зависеть не только габариты и глубина залегания фундамента, но также потребность в использовании свай, обеспечении мероприятий по водопонижению.

Читайте также:  Почему мокнет фундамент внутри дома

Крайне важным условием является изучение и анализ строительного генерального плана объекта для определения оптимальной привязки машины. Специалисты грамотно и рационально используют пространство объекта перед установкой крана, учитывая расположение подземных, надземных проектируемых и существующих инженерных сетей и коммуникаций. Кроме этого, проектировщик должен согласовывать вопросы привязки фундаментной плиты с разработчиком ППР по применению крана. Здесь имеется много важных факторов, от которых будет зависеть организация завоза, монтажа, эксплуатации, демонтажа и вывоза башенного крана с объекта.

Одним из таких факторов является определение положения стрелы и противовесной консоли башенного крана, которое должно обеспечивать наиболее рациональный способ его монтажа и демонтажа. В процессе согласования данного вопроса подбираются автомобильные краны, оговариваются размеры и требования к площадкам, на которых будет расположена техника, необходимая для осуществления мероприятий по монтажу и демонтажу башенного крана. Не менее важный фактор — согласование привязки башенного крана вблизи откосов котлованов и стен подвалов подземных, надземных частей возводимого сооружения, шпунтовых ограждений, распорных систем и стен в грунте.

Если кран предполагается использовать с применением настенных опор, то заранее прорабатывается возможность крепления крана к зданию, расположение, ориентировочная длина тяг опорного крепления. Требования к фундаменту, точному расчету в таком случае также обязательно соблюдаются. Существует несколько способов установки башенных кранов, из которых выделяют три самых распространённых:

Установка башенного крана на анкера

Разрабатывается отдельный проект фундамента, основным принципом которого является бетонирование анкерной группы в тело железобетонной фундаментной плиты. Данная плита, после набора бетоном прочности, позволит приступить к монтажу крана. Будет обеспечивать его устойчивость на весь период эксплуатации.

Монтаж на опорную раму

Способ установки крана на опорной раме характерен тем, что в данном случае никаких анкеров в теле фундамента размещать не нужно. Опорная рама (шасси), в процессе монтажа башенного крана нагружается специальными блоками балласта, которые за счёт своей массы прижимают раму к фундаментной плите. Они обеспечивают дальнейшую устойчивость крана в процессе эксплуатации. Фундаментная плита в этом случае проектируется с определёнными габаритами, которые позволят правильно расположить, передать нагрузки от рамы на основание. Фундаментом в данном случае является как монолитная плита, так и сборный фундамент, выполненный в соответствии с проектом из отдельных железобетонных плит.

Установка на подкрановые рельсовые пути

При способе установки крана на подкрановые рельсовые пути, разрабатывается проект, в котором рассчитывается основание из уложенных в определённой последовательности строительных материалов, таких как щебень, песок, специальные ж/б балки, на которые крепятся рельсы. Здесь указываются габариты подкранового основания, мероприятия по его нивелировке, способы заземления, расположение лотков для прокладки кабеля электропитания крана, расположение кранового рубильника, инвентарных ограждений, тупиковых упоров и т.д.

Проект и расчет под фундамент представляет собой документ на бумажном носителе, который содержит следующее:

  • текстовую часть с расчётами, описанием последовательности устройства фундамента;
  • подробные чертежи с указанием планов, разрезов, привязок, схем расположения материалов в оптимальном для чтения чертежа масштабе.

Разработанный проект фундамента передаётся заказчику с подробным описанием, составленной спецификацией, в которой указывается количество, а также характеристики материалов, необходимых для устройства фундамента.

Источник

Нужна ли Госэкспертиза проекта на фундамент под кран?

13.08.2018, 09:35 #2

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Вообще это временное сооружение и по грк раньше не надо было экспертизу пд.
Но ведь тут намедни это место в грк изменили. Теперь даже не понимаю как его читать.

Но для фундамента надо комплект РД. ППРк мало.

13.08.2018, 09:36 #3

13.08.2018, 12:59 1 | 1 #4

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
.
10_2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ)
1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю . собственности . земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства.

Фундамент временного башенного крана не является объектом капитального строительства, так как башенный кран не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики крана позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Проектная документация осуществляется для объектов капитального строительства, и, часто, подлежит экспертизе.
В данном случае это не объект кап.стр., ПД не требуется, экспертировать нечего.

РД-11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

«4.2. .
Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае определяются расчетом, выполненным специализированной организацией.
Конструкции крепления приставного крана к конструкциям здания разрабатывает специализированная организация и согласовывает с автором проекта здания.»
«23. Раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать:
п) перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;»
«ц) строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением . мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности. «

Это не написано в нормах, но для размещения на любом, даже строительном генплане любого сооружения (в том числе башенного крана) требуется его габариты и учёт котлована под его фундамент. То есть требуется минимальная, но проработка фундамента крана. Иначе можно не угадать и кран влезет, а фундамент нет. Соответственно эксперт МОГ заставить в ПОС рисовать фундамент башенного крана, но так как нет прямого требования в постановлении, то НЕ БЫЛ ОБЯЗАН.
Так формируется некое задание на необходимость РД для сведения заказчика.
Далее заказчик, если хочет строить, то теоретически может это делать только по ПОС, так как все ППРы должны соответствовать ПОСу, да и в СП 48 наверняка что-то такое написано.
А если только по ПОС, то в ПОС фраза «закажи комплект РД на фундамент».

Постановление о составе ПД 87

«4. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.»
Комментарии к статье 4
«Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование.
Научно-практический комментарий к Постановлению Правительства от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» подготовлен автором Чеготова Е.В. Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.»

То есть, для строительства основного здания, к которому уже есть ПД прошедшая экспертизу, необходима реализация технического решения ПОС — башенного крана с фундаментом по стройгенплану и РД к нему.

Соответственно фундамент должен быть выполнен совместно с основными или отдельным комплектом РД по ГОСТ 21.501-2011 Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
Согласно ФНиП на кран должен быть ППРк дан состав ППРк, в составе ППРк нет фундаментов.
Также согласно СП 48 «Организация строительства» на всё что делается должен быть ППР или ТК. Там же дан состав ППР. В том составе ППР нет фундаментов.
МДС 12-45.2008 Рекомендации по составлению проекта производства работ на установку и эксплуатацию башенного крана
«. В ППРк должны предусматриваться:
. »
(не содержит проекта фундаментов)

2.2. Согласно ст.9.5.18 ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
.

(фундаментов в составе ППРк нет)

«Приложение N 9
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ,
НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ КРАНА
1. Проект производства работ краном (ППРк)
2. Заключение экспертизы промышленной безопасности ППРк, утвержденное территориальным органом Ростехнадзора
3. Акт настройки приборов безопасности крана (ОНК-160 и др.) с указанием зон ограничения работы кранов в соответствии с ППРк, подписанный специалистом, настроившим приборы, ответственными лицами и крановщиком.
Один экземпляр акта должен находиться у крановщика, второй — у ответственного за безопасное производство работ. Крановщик должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации приборов безопасности под роспись.
4. Паспорт на крановый путь и на тупиковые упоры.
5. Заявка, договор передачи, аренды крана между владельцем крана и строительной организацией с указанием ответственности сторон за исправное состояние крана, крановых путей, грузозахватных приспособлений и за безопасную эксплуатацию крана. (Надзор за безопасной эксплуатацией и исправным состоянием крана, крановых путей и грузозахватных приспособлений осуществляется организацией — владельцем крана).
6. Копии приказов о назначении ответственных лиц: за осуществление производственного контроля (организацию надзора), за безопасное производство работ кранами, за электрохозяйство на строительном объекте, о назначении стропальщиков.
7. При наличии ЛЭП — копии приказа «О работе крана вблизи ЛЭП» с ознакомлением крановщика, стропальщиков под роспись.
8. Должностные инструкции для ответственных лиц; производственные инструкции для крановщика, стропальщика, выданные под роспись.
9. Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и тары.
10. Инструкция по осмотру грузозахватных приспособлений и тары (приспособления осматриваются 1 раз в 10 дней, тара — 1 раз в месяц).
11. Удостоверения об аттестации специалистов по промышленной безопасности и по Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, удостоверения крановщика и стропальщика.
12. Графики технических освидетельствований, планово-предупредительных ремонтов крана и крановых путей.
13. Инструкция по безопасной погрузке (разгрузке) автотранспорта.
14. График выхода на работу ответственных лиц и персонала (крановщиков, стропальщиков) при работе в несколько смен.»

Мать его. Да что же это. Для получения разрешения на эксплуатацию крана достаточно описать его безопасную работу и поставить. на воздух. Вообще не надо фундамент проектировать.

Для примера заглянем в нормы для крановых путей.

СП 12-103-2002 Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация

«6 ПРОЕКТИРОВАНИЕ
6.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1.1 Проектирование крановых путей осуществляется, как правило, в одну стадию в соответствии с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, ЕСКД, настоящего Свода правил и других действующих нормативных документов.
6.1.2 Состав и содержание проектной документации на устройство и эксплуатацию кранового пути регламентируются общими требованиями ГОСТ Р 51248.
В состав проектной документации входят:
выкопировка из стройгенплана;
проект кранового пути;
паспорт кранового пути;
проект производства работ на устройство кранового пути;
проект на устройство переезда через крановый путь для наземного транспорта (при необходимости);
требования по эксплуатации кранового пути.
6.1.5 Проект производства работ на устройство кранового пути разрабатывается на основе проекта кранового пути. «

То есть согласно старому СП 12-103-2002 на схожие Пути наземные рельсовые крановые требовалась разработка ПД в одну стадию. При этом СП был 2002 года, до момента появления ПД и термин ПД нёс другой смысл.

Хорошо, рассмотрим новый СП 314.1325800.2017 Проектирование, устройство и эксплуатация.
СП 314.1325800.2017

4 Проектирование наземных рельсовых крановых путей
4.1 Общие положения
4.1.1 Проектирование крановых путей осуществляют в соответствии с требованиями [1]- [7].
4.1.2 Состав и содержание проектной документации (ПД) на устройство и эксплуатацию кранового пути регламентируют с общими требованиями ГОСТ Р 51248.
В состав ПД с учетом спецификации при необходимости входят:
— проект производства работ (ППР) на устройство кранового пути;
— проект на устройство переезда через крановый путь для наземного транспорта (при необходимости);
— требования по эксплуатации кранового пути.
3.4 Комплект документов должен содержать:
проектную и конструкторскую документацию;
.
3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:
.
проект рельсового пути;
.
«Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации.
2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон .
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. .

То есть экспертиза не требуется ни так, ни этак.
Но это только крановые пути. Это ведь не фундаменты.

Вывод:
В ПД ПОС должно было быть требование «делать РД на фундаменты».
В ППР и ППРк фундаменты проектировать нельзя (то есть не регламентируется) — это противоречит их составу по ФНиП, РД-11-06-2007, МДС.
ППР-щик со стажем только ППР никогда не сделает эти фундаменты правильно, здесь нужен стаж проектирования КЖ0.
Согласно РД-11-06-2007 обязательно проектирование фундаментов должна делать специализированняа организация. Видимо, минимум с СРО на проектирование (или чего там сейчас вместо СРО). То есть подрядчик и не в состоянии и не имеет прав на это.
А проектировщики когда будут выпускать проект. Что такое «проект» ? Проектировщики будут выпускать то, что им скажут сделать. Или ПД или РД. Но ведь по ПД такой фундамент не построишь, в ПД даже армирование не обязательно показывать. Значит это будет РД.

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт