Сколько километров великая китайская стена протяженность

Содержание
  1. Великая Китайская стена
  2. Что такое Великая Китайская стена
  3. История строительства Великой Китайской стены
  4. Какой император начал строительство стены
  5. Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства
  6. Что разделяет китайская стена
  7. Из чего сделана Великая Китайская стена
  8. Сколько лет Китайской стене
  9. Как выглядит китайская стена сегодня
  10. Длина Великой Китайской стены в километрах и милях
  11. Высота китайской стены
  12. Ширина китайской стены
  13. Великая Китайская стена на карте: где проходит, начало и конец
  14. Интересные факты
  15. Для посетителей
  16. Участки Великой Китайской стены и стоимость посещения
  17. Как добраться
  18. Время посещения
  19. Великая Китайская стена
  20. Великая Китайская стена (Great Wall of China)
  21. Сэкономь на путешествии!
  22. Видео: Великая Китайская стена
  23. Основные моменты
  24. История строительства Великой Китайской стены
  25. Где начинается и заканчивается стена
  26. Мифы, легенды, интересные факты
  27. Участки Великой Китайской стены
  28. Мероприятия по сохранению стены
  29. Музей Великой Китайской стены
  30. Туристам на заметку
  31. Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Великая Китайская стена

Побывать здесь считают своим долгом все, кто хоть раз оказался в Китае. Восьмое чудо света, как еще называют Великую Китайскую стену, притягивает к себе внимание не только туристов, но и ученых, строителей и даже космонавтов. Пожалуй, ни одно другое архитектурное сооружение не окружено таким количеством легенд и тайн, которые так хочется разгадать.

Что такое Великая Китайская стена

Это масштабное оборонительное сооружение должно было защитить Китайскую империю от нападения кочевых племен с севера. Строительство стены велось на протяжении нескольких веков и потребовало огромных средств. Но они оправдали себя. В мире нет другого столь масштабного архитектурного сооружения. Предмет национальной гордости, оно является центром притяжения для туристов. Ежегодно на это новое чудо света съезжаются посмотреть около 40 миллионов человек.

Читайте также:  Окрашивание стен краской dulux

История строительства Великой Китайской стены

В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.

Какой император начал строительство стены

Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.

Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства

В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.

Что разделяет китайская стена

Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.

Из чего сделана Великая Китайская стена

Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.

Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.

Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.

В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.

Сколько лет Китайской стене

Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.

Как выглядит китайская стена сегодня

В настоящее время китайская стена протянулась по территории КНР от Ляонина до Цинхая. Многие ее участки разрушаются от времени, воздействия природных стихий. Пострадала стена и от действий людей, которые разбирали ее для строительства домов. Наносят урон и туристы, стремящиеся унести кирпичики на память. Власти принимают меры, чтобы сохранить этот памятник архитектуры для потомков.

Длина Великой Китайской стены в километрах и милях

Подсчетом длины китайской стены занимались ученые, кропотливо измеряя все участки, многие из которых труднодоступны или находятся в полуразрушенном состоянии. К 2008 году работы завершились и было установлено, что длина китайской стены – 8851 км (5500 миль). В расчет брались лишь сохранившиеся до сих пор укрепления.

Раньше китайская стена была еще более протяженной. Археологи подсчитали общую длину стены со всеми ответвлениями, когда-либо существовавшими. В расчет брались участки, которые разделяли когда-то отдельные царства. По мере присоединения земель к Китайской империи их сносили за ненадобностью. Другие участки стены разрушались под воздействием времени. Новые укрепления часто строились параллельно старым. Протяженность всех участков стены, когда-либо построенных, составила 21196 км (13170,7 мили).

Высота китайской стены

На разных участках высота сооружения неодинакова. В среднем она составляет 7,5 метров, а с учетом 1,5-метровых зубцов достигает 9, а в отдельных местах даже 10 метров

Ширина китайской стены

Укрепления строились с расчетом, чтобы по ним мог проехать конный отряд из 5 человек или пройти 10 пехотинцев. Для этого было достаточно 4,5 метра. Именно столько составляет средняя ширина китайской стены. В основании она более широкая – 5,5 метра.

Великая Китайская стена на карте: где проходит, начало и конец

Самой восточной точкой Великой Китайской стены считается «голова дракона» – участок Лаолунтоу. В этом месте китайская стена уходит достаточно далеко в Бохайский залив Желтого моря. Сделано это было с целью защитить земли от набегов маньчжурских и монгольских племен. После строительства стены на востоке попасть в Китай, минуя оборонительное сооружение, можно было только с моря.

Стена проходит по северу Китая вдоль горного массива Иньшань. Самая западная ее точка располагается недалеко от города Цзяюгуань. Здесь расположен форпост у горы Цзяюёшань. Построенный в XIV веке, участок хорошо сохранился.

Интересные факты

  • Ни одно укрепительное сооружение не может сравниваться с Великой Китайской стеной по масштабу.
  • На Бадалине любят бывать не только простые туристы, но и государственные деятели. Первым стал маршал СССР Клим Ворошилов. Всего с 1957 года участок посетило более 370 влиятельных людей из самых разных стран мира.
  • С 1999 года на участке стены Хуанъягуань проводится марафон The Great Wall Marathon. Спортсменам необходимо пробежать 5164 ступеней, которые ведут то вверх, то вниз.
  • Участки стены, расположенные в северо-западной части, могут разрушиться и исчезнуть через 20 лет. Виной этому не только природные условия, но и люди.
  • Долгое время было распространено мнение, что Великую Китайскую стену видно невооруженным глазом даже из космоса. Сейчас это заблуждение опровергнуто. Несмотря на масштабность постройки, увидеть ее с Луны нельзя. Невозможно различить стену без увеличительных приборов и с орбиты Земли. На фотографиях, где якобы видны очертания стены, зафиксированы горы, ущелья, реки. Это стало очевидным при увеличении снимков.
  • Во время возведения укрепительных сооружений рабочим требовалось удобное приспособление для подвоза материалов. Для этих целей была изобретена тачка, которая теперь повсеместно применяется в строительстве.
  • О китайской стене часто говорят, как о самом большом кладбище. Из-за невыносимо тяжелых условий труда здесь погибло, по подсчетам ученых, более миллиона человек. А вот легенда, что кости умерших использовались при строительстве стены, была опровергнута археологами.

Для посетителей

Время не пощадило китайскую стену. Она понемногу разрушается и нуждается в реконструкции. Лишь несколько участков доступны для посещения туристами. В основном они расположены в окрестностях Пекина. Их посещение платное.

Участки Великой Китайской стены и стоимость посещения

В начале правления династии Мин столица была перенесена из Нанкина в Пекин. Поэтому участок Бадалин стал играть ведущую роль в защите города с севера от захватчиков. Его называли северным ключом к воротам Пекина. Благодаря тому, что ближе остальных участков расположен к Пекину (всего в 70 км), сюда чаще всего едут туристы. Входные билеты стоят 45 юаней в высокий сезон (апрель-октябрь) и 40 юаней в низкий сезон (ноябрь-март). На вершину стены можно подняться по канатной дороге. За билет в один конец придется заплатить 40 юаней, туда и обратно – 60 юаней.

Мутяньюй также расположен в непосредственной близости от Пекина (в 80 км). Основание его заложено в VI веке. Затем на оставшейся основе достраивалось укрепление уже при династии Мин. Ему придавалось большое значение для защиты Пекина с севера. Участок проходит по горным хребтам, из-за этого здесь такие большие перепады высот – от 500 до 1000 метров. Так что прогулка по нему с постоянными спусками и подъемами будет нелегким делом. Интересно, что бойницы на этом участке расположены с двух сторон стены, что даже породило гипотезу о том, что укрепления строили славяне для защиты от Китая. Этот участок стены построен из гранита. Чтобы попасть сюда, придется заплатить 40 юаней.

Участок Симатай расположен в скалистой местности. В некоторых местах стена построена под большим уклоном. Так, Небесная Лестница имеет угол наклона 85 градусов. Часть крутых участков, в том числе и Небесный мост, ширина которого составляет всего 30 см, закрыта для туристов. Симатай интересен сторожевыми башнями. Всего их 35, но в хорошем состоянии сохранились лишь 20. Этот участок стены расположен в скалистой местности. Входной билет стоит 40 юаней.

Шаньхайгуань называют еще «Головой дракона». Конец участка уходит в Желтое море. Здесь же располагается крепость Чэнхайлоу. На каждой ее стороне сделаны ворота. Восточные получили название «Первого прохода под небесами». Участок стены, расположенный около «Головы дракона», стал музеем под открытым небом. Входной билет обойдется в 50 юаней. Старый город в крепости и музей Великой Китайской стены можно посетить бесплатно. Билет в «Первый проход под небесами» стоит 40 юаней летом, 15 юаней зимой.

Посещение всех участков детьми ростом до 1,2 м бесплатное.

Как добраться

Для тех, кто первый раз приехал в Китай, лучше взять экскурсию.

Еще один вариант – доехать до Великой Китайской стены на такси. В отеле можно заказать трансфер до любого участка или можно воспользоваться услугами уличных таксистов.

Добраться до Великой Китайской стены можно и с помощью общественного транспорта. Но этот вариант подходит для тех, кто хоть немного владеет языком и ориентируется в городе. Сложность может возникнуть из-за того, что автобусы с одинаковыми номерами могут идти в разные города. Потребуется знание иероглифов, чтобы понять направление движения автобуса. Рассчитывать на подсказку местных жителей тоже не приходится – многие не владеют английским языком. До большинства участков, за исключением Бадалина, из Пекина придется добираться с пересадками.

Время посещения

Попасть на китайскую стену можно лишь в определенные часы. Каждый участок имеет свое расписание, которое будет зависеть от сезона.

Источник

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена (Great Wall of China)

Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Великая Китайская стена

Основные моменты

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.

Великая Китайская стена на закате Мутяньюй — участок расположенный около города Хуайжоу в 75 км от Пекина

История строительства Великой Китайской стены

В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.

Строительство Великой Китайской стены (кадр из фильма)

Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

Зарисовка Великой Китайской стены датируемая 1853 годом

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.

Сохранившиеся секции Великой Китайской стены Фотография Великой Китайской стены 1907 года

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.

Восточный край Великой Китайской стены Башня Лаолунтоу

Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.

Западная часть Великой Китайской стены

Мифы, легенды, интересные факты

Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.

Исписанные иероглифами камни на участке Бадалин

Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Участок стены Бадалин

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Участок стены Мутяньюй

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).

Участок Великой Китайской стены Сыматай

От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».

Степной участок Великой Китайской стены

В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.

Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.

Руины заставы Янгуань Руины сигнальной вышки Фрагменты Вэйской стены

Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.

Работы по восстановлению стены Ворота Шаньхайгуаньской заставы

Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

Музей Великой Китайской стены

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Музей Великой Китайской стены

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку

На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.

Наплыв туристов Марафон на Великой Китайской стене

Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.

Вход на стену в районе Гуанчжоу

Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт