Школа фундамент современной культуры

Школа фундамент современной культуры

Преподавание курса «Основы православной культуры», который ученики будут изучать на добровольной основе, — это насущная потребность для современной школьной педагогики. В новом году этот предмет будет преподаваться в школах многих регионов нашей страны.

Новый предмет “Основы православной культуры”, предназначен, прежде всего, для учеников обычных общеобразовательных школ в качестве факультатива. Это не вероучительный предмет, как Закон Божий, предполагающий принадлежность к определенной конфессии, а скорее культурологический, позволяющий более полно проникнуться строем мысли и духа своего народа. Спецификой изучения православной культуры и истории православия в светской школе по отношению к религиоведению является ориентация содержания образования на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о православии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям Российской культуры, в том числе и православной. Это не обязательный предмет, и в аттестатах будет запись только у тех, кто посещал занятия. А уж станет ребенок верующим или нет – это дело его и его родителей. И вообще приход человека к вере – это Божий дар, а не план для учителя, перед которым сидят двадцать учеников.

В пресс-релизе Министерства образования Российской Федерации с разъяснениями по преподаванию Основ православной культуры в средней школе, в частности, сообщается: «В связи с обращением целого ряда субъектов РФ в рамках совместного Совета Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской Православной Церкви были проведены неоднократные обсуждения возможностей изучения основ православной культуры в российской школе. В итоге Минобразование направило в субъекты РФ, в полном соответствии с требованиями Конституции и закона «Об образовании» о светском характере образования, следующие разъяснения по преподаванию основ православной культуры: 1. Преподавание «Основ православной культуры» не будет включаться в федеральный компонент общего среднего образования, то есть в обязательное содержание для всех школ страны. 2. Преподавание основ православной культуры может реализовываться только в рамках регионального или школьного компонентов по решению субъекта РФ (по региональному компоненту) или образовательного учреждения (по школьному компоненту). 3. Учитывая многоконфессиональный характер РФ и многонациональный состав детей во многих школах России, изучение «Основ православной культуры» может реализовываться только в рамках факультатива или предметов по выбору и, таким образом, только с согласия учащегося и его родителей…»

Читайте также:  При заливке фундамента что кладут примета

Исходя из этого, мы имеем возможность законным путем отстоять наши права.

Школа призвана, как в любом цивилизованном обществе, дать всем ученикам представление о религии в согласии с теми вероучениями или убеждениями, которых придерживаются в семье.

Мы обращаемся ко всем, кто понимает, что Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Заложим в школе фундамент для “Основ православной культуры”.

Если Вы хотите, чтобы и в наших школах велось обучение этому предмету самим родителям необходимо обратиться с просьбой на имя администрации учебного заведения. Собирайте подписи для преподавания этого предмета, направляя их администрации учебного заведения, где учатся Ваши дети, местное управление образования и ваше Епархиальное управление.

Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны.

Да послужит живое дело образования – мира спасению и преуспеянию нашего народа.

Бог вам в помощь!

Главный редактор сайта иерей Игорь Затолокин.

Источник

Школа фундамент современной культуры

Цифровая образовательная среда

Лазутова Мария Николаевна, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, д.ист.н., проф.

Вопросы воспитания настолько многогранны, что определить их границы порой невозможно. Каждый исторический период ставит перед обществом и прежде всего школой свои задачи по воспитанию человека, формирует свою систему ценностей, свой идеал. Рассмотрим тенденции развития российской системы воспитания на примере московских школ.

1. Сформирован серьезный пласт воспитательных проектов, которые связаны с расширением уровня знаний, оказанием конкретной помощи учителю в организации учебного процесса (рисунок 1).

Подобная серия мероприятий расширяет границы обучения ребенка.

2. Вектор воспитательной работы все сильнее смещается из учебного процесса в систему дополнительного образования (рисунок 2).

3. Сегодня образование и воспитание стали общей задачей всех институтов общества (рисунок 3). В частности, в Москве различные структуры органов исполнительной власти все активнее участвуют в работе по формированию у школьников целостных ценностей, универсальных знаний и навыков поведения.

Таким образом, можно отметить, что сегодня создается единая система обучения и воспитания, которая, к сожалению, на определенном этапе развития российского общества была разрушена. По сути, уже не отдельные школы, а целые города становятся центрами обучения, воспитания, социализации подрастающего поколения.

Нужно ли отказываться от хорошо зарекомендовавших себя форм воспитания, если они имеют положительные результаты и в значительной степени понятны, полезны и эффективны?

Конечно, нет, но они должны постоянно корректироваться с учетом времени. Эти наработанные приемы воспитательной деятельности способны быть гибкими, массовыми и индивидуальными.

Если посмотреть на историческую ретроспективу, то легко заметить, что на протяжении развития цивилизации выделялись главные формы воспитательной работы, которые обеспечивали жизнедеятельность школьников в настоящем и будущем (рисунок 4):

1. Мероприятия, связанные с самосохранением и безопасностью человека.

2. Воспитательная работа, связанная с формированием навыков, необходимых для дальнейшего самообеспечения.

3. Работа, направленная на помощь школьнику в самовоспитании и формировании самодисциплины для своего будущего.

4. Работа, направленная на формирование умения и способности жить в гармонии с социальными и политическими установками общества.

5. Работа, связанная с интересами и увлечениями школьника, его досугом.

Что же не устраивает государство, общество в существующей системе воспитания школьников и почему так остро, амбициозно поставлена задача поиска новых подходов в воспитании?

Сегодня впервые выделяется потребность в фиксации того факта, что предвестником будущего необходимо считать человека, а не социальное явление. Одновременно с взрослением детей, подростков, студенческой молодежи происходят изменения в каждой конкретной школе, колледже, в нашей стране, в мире в целом. Физическое и нравственное взросление молодого поколения происходит на основе взаимного переплетения со всем, что происходит в обществе, и дети также являются продуктом общественно-исторического процесса трансформации всех структур совместной жизни людей. Перед педагогическим сообществом поставлена задача прежде всего осознать, что молодое поколение – это активные граждане, которые находятся в процессе не только физического взросления, но и усвоения социальных норм поведения.

Сегодня как никогда происходит дифференциация жизненных взглядов взрослого и подросткового населения (рисунок 5). Именно этим в значительной степени объясняются наши порывы гнева, осуждения и порицания поступков подростков. Нередко внутри одной семьи существует целый водораздел между родителями и детьми.

Говоря о значительном изменении в российском обществе, в системе образования, и это закономерно, нельзя не заметить, что меняется и современный школьник, поскольку он становится объективным свидетелем эпохи реформ, когда на смену уходящему прошлому приходят новые технологии, утверждаются новые приоритеты и ценности.

В этих условиях воспитание должно стать понятным современному поколению детей, подростков, студентов и, безусловно, тем, кто работает с детьми, кто растит их в семье. Воспитание может быть эффективным только тогда, когда в обществе, в каждом педагогическом коллективе создана атмосфера, в которой высоко ценится личность, мотивы ее действий, понимание этих мотивов и их принятие. К сожалению, сегодня этого пока не происходит. И поэтому мы должны четко определить, в чем смысл, сердцевина наших действий по воспитанию.

Иммануил Кант сформулировал такой девиз просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Все ли наши мероприятия, как учебные, так и воспитательные, формируют умение пользоваться собственным умом? В поиске смысла любого воспитательного действия должен быть заложен фундамент реализации ребенком самого себя.

Нельзя забывать, что мы живем в мировом информационном изобилии, следовательно, первейшая задача воспитания – научить ребенка различать, выделять, что существенно и что имеет смысл, а что нет (рисунок 6). Школьник должен понимать, и наша задача – его научить, за что он будет отвечать, а за что нет. А это задача непростая, так как она объективно влечет за собой постановку конкретной цели мероприятия и полную заинтересованность ребенка в его подготовке, участии и результате. Ребенок – не абстрактное понятие, он сам подсказывает нам, что ему нужно и какая у него есть потребность в том или ином мероприятии. Он ждет от нас ответа на смысл предстоящих действий и в то же время сам в значительной степени может находить позитивное в организации мероприятий и в их осмыслении.

Мы научились проводить массовые акции, флешмобы, квесты, квизы, но не научились одному – уметь оценивать результаты этих действий. Значительная часть детей от этих акций не получает нужных мировоззренческих установок. Следовательно, и не формируется культура собственного ума.

Сегодня практически отсутствует принцип оценки действий со стороны школьника, очень мало у нас мероприятий в виде дискуссий, полемики, где бы высказывалась любая точка зрения ребенка, даже если она идет вразрез с какими-то установившимися нормами. Наши дети не умеют давать оценки, отстаивать свои убеждения, свои интересы либо интересы других.

Почему это происходит? Наши педагоги сами не всегда готовы к открытой дискуссии со школьниками. Гораздо проще заставить детей что-то делать, чем прислушаться к их мнению. Проще провозгласить установку, чем найти точку пересечения интересов. А уж создать проблемную ситуацию, которая предполагает возможную поведенческую ошибку со стороны ребенка и самостоятельный поиск им пути исправления ситуации, – это доступно единицам! Мы должны уметь слушать, понимать и показывать возможные пути, к которым может привести та или иная установка школьника. Массовые мероприятия практически не дают детям возможности развивать свои мысли, речь, давать оценки, отстаивать убеждения.

Еще одна проблема: как сохранить человеческие качества в цифровом пространстве?

День ото дня нарастает проблема погруженности детей в мир информации, в котором они уже находятся, довольствуясь виртуальным пространством, которое для них все больше становится удобным и интересным. Этот процесс имеет негативную сторону с точки зрения формирования мышления, способного отличать вымышленный контент, зачастую вредный, от реального и нужного. Но есть в этом и положительная сторона, поскольку это нам дает возможность научить детей и подростков не только получать информацию, но и критически относиться к тем материалам, которые появляются в интернете.

Для этих целей должна быть разработана специальная программа, без нее сегодня невозможно вести работу по формированию мировоззрения и культуры школьника. Здесь большую роль может сыграть развитие функциональной грамотности и критического мышления. Но для такой работы необходима специальная подготовка педагогов.

Как известно, дети не переносят нравоучений. Они способны сами организовывать себя, свой коллектив. Они хотят деятельности, и мы должны расширить горизонты для ее воплощения. Недоверие к школьникам, студентам – вот где кроется еще одна педагогическая проблема. Мы должны дать дорогу инициативам ребят. И пусть эти инициативы как можно раньше помогают детям сформировать ответственность за поступки, смелость в принятии решений. Тогда мы в значительной степени застрахованы от неправильных поступков детей в будущем.

Следующая важная проблема – воспитание патриотизма у школьников. Без понимания границ этого серьезного воспитательного процесса мероприятия переходят в прямолинейность, и это приводит к тому, что понятие патриотизма выходит у детей за рамки определенных базовых принципов.

В этом контексте важным является учет всех нюансов: национальных, этнокультурных, конфессиональных, географических – без этого подростку трудно перейти от малых форм патриотизма к патриотическим убеждениям, любви к своей Родине, Отечеству, уважению к историческим завоеваниям.

Не нужно увлекаться массовыми мероприятиями. Кроме констатации необходимости усиления патриотического воспитания в настоящее время, к сожалению, мало реальных дел, затрагивающих душу подрастающего поколения. И наконец, требуется единый учебник истории, где не должно быть нагромождения информации и большого количества дат, которые часто вымывают смысл исторических событий. А вот наполнить учебник яркими событиями отечественной истории очень важно, поскольку к истории своей страны прирастаешь через эмоциональное сопереживание происходящего.

Рассматривая проблемы воспитания, невозможно не сказать о роли семьи (рисунок 7). Современные пороки общества объективно повлияли на семейные отношения. Нередко можно заметить, что родители имеют весьма поверхностные понятия о морали, ответственности перед детьми и обществом, бывают склонны к неискренности по отношению к детям, подвержены ложным представлениям о смысле жизни и т.д. В последние годы встречаются факты, когда родители даже из благополучных, обеспеченных семей своим поведением внушают детям неправильные представления о национальной гордости, о патриотизме, о любви к родине, культурным традициям и обычаям.

Источник

Ольга Любимова о статусе ДШИ и масштабном обновлении материальной базы школ в рамках нацпроекта «Культура»

Законопроект Минкультуры России сохранит золотой стандарт детских школ искусств

Детские школы искусств получат особый статус — соответствующий законопроект разработали в министерстве культуры
Сейчас в ряде регионов они зачастую превращаются в досуговые кружки — вводимая система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) предполагает сертификат всего на год занятий, стоимость которого покрывает самые простые из них. Школы в результате вынуждены подстраиваться, создавая упрощенные программы в ущерб объему и качеству обучения.Изменит ли ситуацию новый документ, «Российской газете» рассказала глава ведомства Ольга Любимова.

Ольга Борисовна, ситуация с детскими школами искусств очень остро обсуждалась на недавнем Совете по культуре при Президенте. Пианистка Екатерина Мечетина зачитывала даже эмоциональные письма педагогов, которые констатируют: если проблему не решить, мы лишимся фундамента художественного образования. И это не только их опасения.

Ольга Любимова: Тема, которую затронула наша выдающаяся пианистка Екатерина Мечетина, действительно очень актуальная. В течение нескольких лет мы шли к преодолению этой проблемы. У нас есть уникальная система художественного образования, и по отношению к ней мы можем сделать только одно — не мешать. Да — дооснащать, чинить и сохранять стены, в которых происходит обучение, возводить новые, воспитывать специалистов, но в самой системе ничего не рушить, так как это такой золотой стандарт качества, и мы прекрасно это знаем.
Министерство просвещения создало «Сертификат школьника». Это замечательная программа, которая дает возможность целый год бесплатно заниматься в кружке. Но вы прекрасно понимаете, что нельзя сравнивать кружки с профессиональным художественным или музыкальным образованием. В детских школах искусств «прорастает» будущее оперы, балета, театра, кино, цирка…. Будучи уже специалистами, выпускники этих школ разлетаются по всему миру. И сравнить поход в кружок один-два раза в неделю с многолетней серьезной подготовкой в течение 5 или 9 лет, конечно, нельзя. Поэтому «Сертификат по дополнительному образованию» должен существовать параллельно, а детские школы искусств в такой ситуации должны приобретать особый статус.

Вы сказали, что долгое время пытались решить эту проблему…

Ольга Любимова: Мы долго шли к согласованию. Был ряд регионов, которым удобней было бы использовать формат с выделенными под обучение средствами, то есть «подогнать» программу ПФДО под детские школы искусств. Но президент на Совете по культуре подчеркнул значимость этих учреждений. И, мне кажется, это жирная точка в этом вопросе.

Новый статус защитит школы от сертификатов? Все-таки обучение в школах искусств не только более длительное, но и стоит намного дороже.

Ольга Любимова: Да. Весь комплекс мер уже предпринят за двумя подписями — моей и Сергея Сергеевича Кравцова (министра просвещения РФ. — Прим. ред.). Министерство просвещения уже отработало — и сейчас это согласовывается — изменение в приказ о ПФДО, ставящее детские школы искусств совершенно отдельно, обособленно от этой программы.

Мы же со своей стороны подготовили законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Он предполагает уточнить нормы, связанные с получением образования в области искусств, где мы отдельно на уровне федерального закона прописываем, что это такое. Например, будут прописаны нормы о специфике образовательных программ, о приеме и случаях отчисления из детских школ искусств, об учете результатов обучения в них при приеме в училища и вузы.

С регионами уже обсуждали? Не возникло проблем? Я знаю, что вы раньше уже направляли письмо с рекомендациями по ситуации, но не все к нему прислушались.

Ольга Любимова: С регионами, которые входят в эксперимент по внедрению ПФДО, заключены соответствующие соглашения, теперь они не смогут двояко трактовать наши рекомендации. Но вы знаете, у нас ведь регионов 85, и где-то изначально не допускали таких ситуаций, а где-то нам приходилось разъяснять и мониторить. Это была ручная работа, почему и возникло опасение со стороны профессионального сообщества — эта тема то тут, то там вспыхивала. Очень важно сейчас просто законодательно закрепить особый статус детских школ искусств и больше к этому не возвращаться.

Насколько велик интерес к школам искусств сегодня? Сколько их по стране, сколько учится ребят?

Ольга Любимова: В общей сложности сейчас в России в школах искусств учится больше 1,6 миллиона учеников. Это серьезная цифра. За последние три года их количество увеличилось на более чем 60 тысяч человек, добавилось еще 12 новых школ. А всего их открыто по стране на сегодняшний день 4800. Казалось бы, много. Но встретишься в регионах с людьми и понимаешь, что все равно не хватает, есть потребность.

Но есть потребность и в инструментах. Вы выделяете их в рамках нацпроекта «Культура», но как они попадают в классы? В каком количестве?

Ольга Любимова: Прошлый год национального проекта был первый, пилотный. Доставить рояли нам помогли наши коллеги из минобороны — только они смогли инструменты военными бортами отправить туда, где их так ждали. Причем мы доставляли рояли под Новый год, представляете, какой это подарок для города с численностью населения в несколько тысяч человек? И для нас самих это тоже был подарок — мы точно знали, что все сделано. Всего 20 тысяч музыкальных инструментов закуплено в 610 школ. Это за последние два года.

Но, конечно, оснащаем не только ими. Необходимо обновление фондов учебной литературы — за два года они приросли 15 тысячами единиц. Еще из важного — 8 тысяч единиц оборудования. Необходимо, чтобы оно обновлялось, своевременно комплектовалось.

Все это с большой радостью воспринимается не только учащимися, но и преподавателями. Мы надеемся, что в следующем и последующем годах сможем сделать для них еще больше.

Не секрет, что здания многих школ искусств часто находятся в плачевном состоянии…

Ольга Любимова: Любая школа нуждается в регулярных ремонтных работах. Действительно, подчас такие работы не проводились десятилетиями. С нового года в нацпроект планируется включить мероприятия по модернизации региональных и муниципальных детских школ, то есть фактически теперь мы сможем их не только оснащать, но еще и ремонтировать. В ближайшие три года в рамках нацпроекта у нас будет модернизировано более 400 зданий. Это серьезный сдвиг в решении этой проблемы. Но к концу этого года мы тоже подходим с неплохим результатом — будут модернизирована 151 школа в 36 регионах. Эти меры позволят улучшить инфраструктуру и содержание обучения.

Нет ли проблем с кадрами? Во многих школах сетуют на то, что преподаватели работают в основном возрастные. Молодых специалистов, которые могут сменить их через какое-то время, нет.

Ольга Любимова: Ведомство реализует масштабную программу повышения квалификации в рамках национального проекта «Культура». У нее огромный потенциал, позволяющий сфере творческого образования получить серьезное кадровое пополнение в лице современных специалистов высокого уровня. За 2019-2020 годы уже повысили квалификацию почти 40 тысяч работников культуры, но это не только педагоги детских школ искусств. В центрах обучаются смешанные группы, которые состоят из педагогов вузов, профессиональных образовательных учреждений и школ искусств разных регионов нашей страны. Вот такие группы по сути являются площадками для обсуждения проблем, обмена опытом, установления творческих связей. Все это фиксируется и используется в дальнейшей работе по совершенствованию системы художественного образования.

И последнее. Вы разработали законопроект. Что дальше?

Ольга Любимова: В целом логика нашей работы понятна: сохраняя лучшие педагогические традиции, мы создаем обновленные и комфортные условия для подготовки будущих талантов. Эти направления мы планируем развивать и дальше, в том числе и благодаря национальному проекту «Культура».

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт