Применение битума для гидроизоляции

Области применения битума, особенности приготовления и правила работы с ним

Битум применяется в решении ряда строительных задач, связанных с возведением зданий, сооружений, прокладкой дорог и коммуникаций. Его высокие вязкостные и водоотталкивающие свойства позволяют проникать в поры и трещины на поверхности материала, одновременно выступая в качестве связующего средства и обеспечивая прочную адгезию.

Сферы применения битума – разновидности гидроизоляции

Использование битума для различных целей отличается способами подготовки смеси и нанесения покрытия.

Битумное оснащение кровли

Использование чистого битума без добавок считается устаревшим методом, остающимся до сих пор популярным. Наибольшее распространение получили покрытия крыши в старых домах и гаражах, когда кровля просто заливается жидким битумом. Этому способствует низкая стоимость материала и работы, по сравнению с более технологичными мастиками.

Классическое применение основано на промазывании поверхности крыши горячим битумом. Для придания большей текучести в него добавляются отработанные моторные масла, дизельное или печное топливо, а также тяжелые нефтяные растворители.

В большинстве разновидностей гидроизоляции кровли битум является промежуточным слоем между стеной и наружным непроницаемым полотном. Для придания большего сцепления в состав листовых материалов также входит битум, зачастую без каких-либо модификаторов.

Читайте также:  Гидроизоляция обмазочная bergauf hydrostop как наносить

Использование чистого материала имеет такой недостаток, как пониженная прочность и долговечность покрытия. Под воздействием осадков, механических частиц и перепада температур битум начинает растрескиваться, в результате чего гидроизоляцию приходится переделывать. Чтобы повысить эксплуатационные свойства, в состав смеси вводятся различные полимеризующие агенты.

Исходя из цены, оптимальным выбором для крыши будет комплекс битума и рубероида. Чтобы исключить необходимость их обновления раз в 2-3 года, можно применять специальные битумные мастики, индифферентные к воздействию остаточной влаги и солнца.

Гидроизоляция битумной пастой кровли гаража:

Гидроизоляция фундамента битумом

В сети содержится гораздо больше информации об использовании модифицированных битумных мастик, а не обычного битума. Это скорее рекламный ход, поскольку чистый битум для обмазки внешних стен фундамента применяется на практике довольно часто. Сверху битумного слоя традиционно может накладываться резиново-битумное полотно типа бризола или изола.

Если в местности строительства отсутствует значительное давление грунтовых вод или движение грунта, можно ограничиться битумной обмазкой. Хотя сам материал не так долговечен, как современные мастики, заполненные им дефекты в фундаменте будут надолго защищены от воздействия влаги.

Создание защитных покрытий на линиях коммуникаций

Комплексные битумные покрытия являются универсальным средством защиты труб и других заглубленных в землю металлических конструкций. Основным гидроизолирующим слоем являются модификации битумных полотен. Их крепление производится на битум или мастику, которые наносят на покрытую грунтовкой металлическую поверхность.

Приготовление асфальтовых покрытий

Строительство дорог требует применения особо качественных битумов, имеющих высокие прочностные и температурные пределы эксплуатации. Недостатком битума является потеря прочности при высоком давлении.

Именно поэтому по ряду трасс запрещено перемещение грузовиков, особенно днем в жаркое время года. Чтобы повысить качество смеси для приготовления асфальта, в ее состав вводятся пластификаторы, имеющие широкий спектр свойств.

При высоких температурах битум плавится, а в мороз – становится хрупким. Подбор конкретной марки материала определяется климатическими условиями использования и максимально допустимой нагрузкой. При прокладке магистральных трасс, предполагающих тяжелые грузоперевозки, используется более твердый битум, слабо подверженный внешнему давлению.

Кроме битума и модификаторов, асфальтовая смесь содержит песок и гравий. Пропорции компонентов определяются задачами, которые ставятся перед покрытием. Чем больше песка и меньше щебня, тем более ровной и гладкой получается поверхность. Асфальт с крупным гравием применяют для укладки нижнего слоя автомобильных дорог, а с мелким – для верхнего шоссейного слоя.

Ремонт и санация трещин в асфальте при помощи жидкого битума:

Основы работы с битумом, подготовка и нанесение смеси

Технология использования материала для гидроизоляции и создания твердых покрытий заключается в его прогреве и плавлении, добавке требуемых компонентов и нанесении на поверхность. Наименее проблемным способом будет приобретение готовых мастик, которые остается лишь разогреть. Рассмотрим этапы самостоятельного приготовления смеси на основе битума.

Нагрев

Может осуществляться в специальных плавильных установках. В реальности чаще всего используют подручные средства: битум топится в металлических бочках, а в роли нагревателя вступает открытый огонь. Во время процесса следует соблюдать осторожность, поскольку даже остаточные нефтепродукты являются горючими веществами. При нагревании битум шипит и пенится – это нормальный процесс.

Смесь будет готова, когда ее поверхность станет гладкой и глянцевой, без признаков перегрева. Заметить разложение материала можно по выделению интенсивного и едкого желто-зеленого дыма. Чтобы приготовить качественный битум для гидроизоляции, не допускайте перегрева – он приведет к охрупчиванию покрытия.

Разбавление горячего битума растворителем

Битумная смесь может применяться в виде праймера (см. выше) и классического покрытия, обеспечивающего плотный водонепроницаемый слой. Могут использоваться растворители на основе бензина или уайт-спирита, однако они не подходят для разогретого до 160-180 °С битума. Керосин устойчивее к нагреванию, однако испаряется ненамного медленнее.

Наиболее подходящими растворителями являются дизельное топливо и соляровое масло (остаточный, вязкий дизельный остаток). Соляровое масло не всегда легко найти, поэтому чаще применяют дизельное топливо (даже самого низкого качества). Дополнительно можно использовать отработанные моторные масла, имеющиеся в изобилии на станциях техобслуживания.

Выдерживать пропорции битум : растворитель следует в диапазоне от 30 : 70 до 50 : 50, в зависимости от температуры окружающей среды и требуемой консистенции. Нагревать битум и растворитель желательно по отдельности, чтобы снизить вероятность возгорания. При больших объемах работ растворитель заливается в емкость с битумом, при малых – наоборот.

Как растопить битум для гидроизоляции фундамента своими руками расскажет видео:

Нанесение смеси на поверхность

Учитывая высокую скорость затвердевания материала, после переноса битума из емкости на выравнивание его слоя есть всего 1-2 минуты. Для улучшения качества гидроизоляции фундаментов желательно провести начальную обработку бетона маловязким битумным праймером.

Для больших площадей (гидроизоляция кровли или габаритного фундамента) выравнивать слой удобно с помощью швабры, на нижнюю часть которой прочно прикреплена ветошь. При меньших объемах работы (гидроизоляция малого фундамента или металлических конструкций) удобно работать кистью или валиком для битума. С помощью валика особенно эффективно наносится праймер, застывающий дольше вязкого битумного слоя.

Различные цели строительства требуют разного расхода битума:

  1. при нанесении гидроизоляции необходимо 1,5-2 кг/м2 битума. Толщина слоя должна составлять около 2 мм. Тонкое покрытие приведет к ухудшению водоотталкивающих свойств из-за повреждений, а более толстое будет способствовать ускоренному растрескиванию застывшего слоя;
  2. для пропитки дорожного покрытия или тротуара – 2-3 кг/м2. Больший расход увеличит вытекание материала при нагревании, а меньший – не обеспечит достаточных прочностных качеств;
  3. для пропитки и укладки асфальтовых покрытий – расход зависит от условий строительства и требований проектировщика. Стандартные затраты составляют 0,8-1 кг/м2.

Нанесение битума на дорожное покрытие

Срок службы битумных покрытий

Срок службы битума редко превышает 10 лет при обмазке и гидроизоляции кровли (от 2-3 до 3-5 лет для чистого битума). Применение в комплексе обмазки и резиново-битумного покрытия для фундамента позволит защите функционировать несколько десятилетий. Уменьшает продолжительность эксплуатации воздействие кислорода воздуха и повышенная температура – именно по этой причине крыши приходится «смолить» каждые несколько лет.

Как избавиться от битума – житейские советы

Поскольку материал не растворяется в воде, пристает к любым поверхностям, имеет высокую твердость и способность пачкаться, работать с ним нужно предельно аккуратно. Следует помнить, что просто отстирать битум с одежды стиральными порошками не получится.

Если вам все же не повезло избежать битумных пятен в нежелательных местах, избавиться от них можно следующим образом:

  • обработать уайт-спиритом – подходит для удаления битума с поверхности машины или инструмента. Преимущество уайт-спирита заключается в его медленном испарении. Битум успевает раствориться, после чего легко удаляется мягкой тряпкой. Перед удалением проверьте действие растворителя на краску на невидимых частях кузова. Совет: не используйте растворители, содержащие ацетон или этилацетат;
  • дизельным топливом – подойдет для очистки резиновых изделий, таких как колеса автомобилей. Дизельные фракции не так агрессивны к синтетическому каучуку и не вызывают его набухания. В случае очень грязных колес лучше вообще ничего не делать – через 300-400 км налипшие частицы отскочат без постороннего вмешательства;
  • легкие растворители (бензин-калоша или бензол) – подойдут для очищения пятен битума с тканей и одежды. Имейте в виду, что бензол довольно токсичный и, хотя он поможет оттереть битум, он так же легко растворяет и многие краски.

Чтобы удалить битум со строительной поверхности (бетон, кирпич), можно использовать любой углеводородный растворитель – бензин, дизельное топливо, керосин или уайт-спирит. Смыть остатки маслянистого дизтоплива можно ветошью, смоченной незначительным количеством бензина.

Удаление битума при помощи БИО растворителя CYTOSOL, который поможет легко очистить любую поверхность, включая кузов автомобиля :

Источник

Жидкий битум: технические характеристики и применение

В различных секторах строительства благодаря целому ряду неповторимых и высоких практических свойств применяется такой материал, как жидкий битум. Его применяют для облегчения осуществления различных процессов технологического характера при строительстве объектов жилой и промышленной направленности, создании кровельных конструкций, прокладывании трубопроводов, дорог и различного рода инженерных коммуникаций.

Данный стройматериал имеет отличную вязкость, пластичность и хорошие водоотталкивающие показатели. При проникновении в поры, а также различные трещины в покрытиях он может стать связующим веществом, улучшить износостойкость и обеспечить хорошую адгезию.

Что это такое?

Рассматриваемый материал представляет собой асфальтоподобное покрытие с довольно необычными характеристиками. Он применяется в целом ряде сфер, но особенно незаменимым он будет в строительстве. Жидкий битум практически всегда используется при укладке дорог, изготовлении кровельных материалов, а также для гидроизоляции различных объектов. Его используют как при возведении крупных промышленных объектов, так и бытовых.

Существуют две разновидности битума:

Первый представляет собой продукцию естественного окисления различных нефтяных веществ. В чистом виде его практически не бывает. Чаще всего приходится видеть определённые асфальтовые компоненты – известняк и доломит, пропитанные смолистыми составами на битумной основе. Их дробят и после превращения в порошок используют для асфальта. Ну или из пород могут извлекать битум.

Второй тип представляет собой результат переработки промышленного типа. Для такого процесса требуется метод вакуумной перегонки гудрона либо его принудительное окисление с применением продувки воздухом. Первый вариант используется редко из-за того, что добыча довольно затратная, а второй применяется всегда.

Подобное сырьё используется также:

  • для фундамента;
  • асфальта;
  • гидроизоляции;
  • бетона;
  • дерева;
  • стыковочных участков труб.

Технические характеристики и маркировка

Теперь скажем немного о технических характеристиках и маркировке данного вещества, которое чаще всего реализуется в вёдрах, хотя иногда встречается в баллончиках. Повышение температуры для такого материала становится причиной его размягчения, увеличения пластичности, что даёт возможность применять битумные смеси. Если говорить об основных характеристиках, имеющих важное значение для применения битума, стоит назвать следующие:

  • пенетрация определяет вязкость или плотность материала;
  • дуктильность – показатель пластичности состава на битумной основе;
  • термическая стабильность определяет температуру, при которой происходит размягчение битумных масс и переход вещества в состояние жидкости.

Следует сказать, что характеристики эксплуатационного характера данного материала ещё определяет и температура хрупкости, когда в битумном слое появляется первая трещина.

Если же говорить о такой вещи, как маркировка, то следует обратиться к ГОСТу. Согласно ему, битумные составы делятся на 3 категории в зависимости от класса и вязкости:

  • СГ 40/70, 70/130, 130/200;
  • МГ 40/70, 70/130, 130/200;
  • МГО 40/70, 70/130, 130/200.

Также существует и автодорожный битум, который маркируется аббревиатурой БНД. На сегодняшний день применяется 5 типов такого вещества:

Цифры означают степень вязкости сырья. Естественно, что и расход на 1 м2 различных типов такого состава будет разным.

Также буквенное словосочетание обозначает 2 класса маркировки по ГОСТу по мере темпов создания структуры:

  • медленно густеющие;
  • густеющие со средней скоростью.

Теперь скажем о каждой категории несколько слов.

Густеющие со средней скоростью

Данная категория составов, имеющих обозначение СГ, получается при помощи разжижения битумов вязкого типа для дорог с применением нефтепродуктов в жидком виде. Она используется обычно для возведения дорожных облегчённых и капитальных покрытий, а также для формирования их оснований в любой климатическо-дорожной области страны.

Медленно густеющие

Обозначается аббревиатурой МГО, получается из немного окисленных нефтепродуктов либо нефтепродуктов остаточного типа или же их составов, что необходимо для получения асфальтобетона холодного типа и для создания покрытий дорог облегчённого характера, а также оснований в дорожно-климатических областях 2-5.

Где применяется?

Если говорить о применении битумного состава, то в зависимости от целей, которые нужно достичь, методика подготовки и нанесения состава будет различаться.

  • В случае с использованием для кровли применяется чистый битум без примесей – методика, которая безнадёжно устарела, но всё ещё популярна. Чаще всего им покрывают кровли старых домов и гаражей путём самой простой заливки. Такой материал стоит дёшево, а работа тут крайне проста. Для кровли инструкция применения битума основывается на промазывании поверхности крыши горячим материалом. Чтобы он тёк лучше, в него обычно добавляют печное либо дизельное топливо, моторные масла. Правильно заливать для гидроизоляции битум требуется после проведения тщательной оценки состояния поверхности. В большей части разновидностей гидроизоляционных покрытий крыши битум будет слоем промежуточного характера между стенкой и непроницаемым полотном. Чтобы придать более качественное сцепление с рубероидом, следует использовать чистый битум. Применение чистого вещества имеет минусы, среди которых следует назвать невысокую долговечность и небольшую прочность покрытия. Через время под действием природных факторов битум трескается, и покрытие требуется переделать. Во избежание этого в состав добавляют полимеры. Лучше всего для крыши применять битум в сочетании с рубероидом. При правильном применении специальных мастик подобное покрытие прослужит длительное время.

  • Ещё одна сфера применения рассматриваемого материала – гидроизоляция для фундаментной основы. Битум часто используют для обмазывания внешних фундаментных стен, а сверху накладывают полотно резиново-битумного типа – изол либо бризол. Если в местах, где располагается фундамент, серьёзного давления подземных вод нет, и отсутствуют какие-либо движения земли, можно использовать самую обычную битумную обмазку.

Несмотря на то что долговечность тут ниже, нежели у битумных мастик, замазанные дефекты будут на длительный срок закрыты от воздействия воды.

  • Формирование покрытий защитного характера на коммуникационных линиях. Покрытия на битумной основе комплексного типа представляют собой универсальное решение защиты труб и иных углублённых в землю конструкций, выполненных из металла. Основным гидроизолятором в данном случае будут различного рода модификации полотен на битумной основе. Они крепятся на мастику либо битум, которые наносятся на металлическую поверхность, предварительно покрытую грунтовкой. Перед нанесением главного слоя, связующего все элементы, требуется покрыть изделие праймером. Так называют разбавленный маловязкий битум, улучшающий сцепление благодаря заполнению пор.

  • Создание покрытий асфальтового типа. Тут требуется использование максимально качественных битумных соединений, которые имеют максимальные температурные и прочностные эксплуатационные показатели. Минусом битума будет потеря его прочностных характеристик при высоком давлении. Именно по данной причине по различным типам трасс запрещена езда грузовых машин, особенно в летнее время. Для улучшения качества состава для формирования асфальта применяются пластификаторы, имеющие целый спектр положительных характеристик.

  • Для обработки дерева битум в чистом виде не годится, поэтому был разработан ряд специальных составов на его основе, в частности, битумная мастика. Чаще всего она используется как гидроизоляция. В некоторых случаях мастика может выступать как скрепляющая прослойка при монтаже деревянного покрытия.

При наличии низких температур битум становится хрупким, а при высоких – плавится. Подбор того или иного типа материала будет определяться нагрузками и природными условиями применения. При прокладывании магистралей, где ездят тяжёлые машины, применяется соответствующий битум. Кроме того, смесь для асфальта не может обойтись без гравия и песка.

Пропорции данных веществ зависят от требований к покрытию. Чем больше количество песка и меньше гравия, тем большую гладкость будет иметь покрытие.

Как пользоваться?

Попытаемся разобраться, как же правильно пользоваться жидким битумом и наносить его.

  • Для начала битум требуется нагреть. Нагрев должен производиться в спецустановках, но чаще субстанцию греют в бочках из металла на огне.
  • Готова смесь будет в тот момент, когда её поверхность будет очень гладкой, практически глянцевой, без каких-либо признаков перегрева. Его допускать ни в коем случае нельзя, иначе покрытие будет хрупким.
  • После этого требуется разводить состав с применением растворителя. Наилучшим решением в данном случае будет масло солярового типа и дизтопливо. Первый тип вещества найти не всегда просто, поэтому обычно применяют дизтопливо. Битум требуется развести до состояния от 30 на 70 до 50 на 50 с растворителем в зависимости от необходимой консистенции и температуры воздуха. Если объём работ велик, то растворитель наливается в битум, если невелик – то наоборот.
  • Если говорить о нанесении, то после переноса вещества из ёмкости на его выравнивание будет всего минута-полторы. Перед его нанесением лучше провести начальную обработку поверхности, куда будет наноситься состав, при помощи праймера. Для выравнивания можно использовать валик, швабру или кисть.

Экономить состав не нужно, и стыки требуется промазывать хорошо. А при герметизации кровли следует обращать внимание, чтобы новый битум после застывания не создавал трудностей для схода воды.

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт