Имела ли спарта крепостные стены

Древняя Спарта – город без стен

Спарта является очень прославленным городом. Долгое время там не было никаких потрясений и внутренних противостояний. Спарта была основана легендарным Лакедемоном и названа по имени его супруги за полторы тысячи лет до новой эры. Долгое время у этого города не было крепостных стен. Позже они все же были возведены.

Принято считать, что спартанское государство создал законодатель Ликург в первой половине VII века до н. э. Тогда население Спарты делилось на три типа: собственно спартанцы, периэки и илоты. Спартанцы проживали в самой Спарте и подчинялись суровым законам города, имея возможность занимать государственные должности. Илоты были зависимы и работали на земле, снабжая Спарту продуктами. Периэки же были жителями всех городов кроме Спарты с меньшим количеством прав, чем у спартанцев.

В какой-то момент для спартанских юношей стали устраивать испытания с участием илотов. Молодые люди должны были рыскать по Лаконии, области, где располагалась Спарта, и убивать несчастных илотов. Для этого спартанцы брали с собой кинжалы. Так они постепенно учились и тренировались для будущей военной деятельности.

Стоит сказать о фигуре такого деятеля как Ликург. Древний автор жизнеописаний Плутарх был уверен, что спартанский законодатель действительно существовал. При этом историки Нового времени считают, что Ликург это скорее личность легендарная.

Читайте также:  Утепление стен холодильной камеры

Одним из первых государственных нововведений Ликурга было учреждение герусии, то есть совета старейшин, который состоял из 28 человек, избираемых народным собранием – апеллой. В герусии, в том числе состояли и оба царя Спарты. Когда один из них отправлялся на войну, второй царь оставался для управления Спартой.

На фоне афинской архитектурной красоты Спарта виделась в этом плане серым провинциальным городом. Когда в Афинах творили свои произведения выдающиеся зодчие, спартанцы поклонялись примитивным деревянным и каменным идолам. С середины 7 века до новой эры Спарта почти перестает участвовать в Олимпийских играх.

Ликург решил установить такое общество, при котором не будет ни бедных, ни богатых. В качестве монеты был введён железный обол. Он был огромного размера и таким образом предотвращал излишнее обогащение и взяточничество. Также был унифицирован и быт всех жителей Спарты. Теми же строгими правилами должны были следовать и цари, и простые граждане.

Благодаря таким законам у населения почти пропало желание к накоплению богатств и поиску собственной выгоды. С этих пор они начали думать в первую очередь о государственном благе и воспитании детей.

В 7 лет ребёнка забирали у матери. С этих пор он жил и воспитывался в специальном отряде. Вот такие отряды назывались агелы. Там дети учились грамоте, а также физическим упражнениям. В 16 лет юноша должен был выдержать жестокий экзамен. Его привязывали к столбу и били кнутом. Если он начинал кричать, то порка продолжалась. В некоторых случаях доходило до смерти.

В Спарте сохранялось поверье, что город будет процветать, пока не соблазниться золотом и серебром. Однако после победы над Афинами в войне, спартанцы принесли в свой город и то и другое. Так они отошли от старинных законов Ликурга, и их слава начала увядать.

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили.

Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.

Реформы Ликурга

В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.


Ликург — древнеспартанский законодатель

С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины. Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов.

Ограничения на все

Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.


Спарта. Реконструкция облика античного города

Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.


«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте

Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.

Казарма вместо семьи

В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.

Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.

Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.

Свободные спартанки

Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.

Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что: «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями» Женщина ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей». Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.


«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Художник Эдгар Дега

Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.

Лаконичность и черная похлебка

С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

Спартанские воины. Современная реконструкция

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал: «Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город». Спартанцы ответили коротко: «Если».

Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда». Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.

Современные развалы когда-то великой Спарты

Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны. Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.

Источник

2. Спарта военный лагерь. Крепостных стен Спарта не имела. Ее

2. Спарта военный лагерь. Крепостных стенок Спарта не имела. Ее обитатели утверждали, что единственной надежной защитой городка являются не камешки, а мужественные мужи. Основным занятием спартанцев было военное дело, превосходнейшей в Греции пехотой считалась спартанская.
Спарта подсказывала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался.
Чужеземцы не приезжали в Спарту. Тут ничего не продавали и нечем было любоваться: в городке не строили благовидных построек, не ставили статуй. Самим жильцам Спарты не разрешалось ездить за границу из робости, как бы они не стали подражать чужой жизни.
Легенда о стихотворце Тиртее
Во время одной из войн спартанцам было предсказано, что они одолеют, если афинянин возглавит их войско. Но афиняне в насмешку прислали не предводителя, а хромого школьного учителя Тиртёя. Спартанцы сначала подвергли его насмешкам. Но Тиртей был стихотворцем, его пламенные песни подняли дух борцов, и спартанцы одолели. С песнями Тйртея спартанцы шли в бой. В собственных стихах поэт воспевал послушного родине борца:
Биться мы стойко обязаны за малышей и за землю родную,
Грудью удары встречать, в сече души не милуя.
Смело, друзья! Все вкупе в отважном бою оставайтесь!
Бегства презрите почин, страх да пребудет вдалеке!
Спартанцам воспрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора 10-ка, мужчины ели совместно одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немножко сыра и только иногда мясо и рыбу. Единожды в Спарту после победы возвратился знаменитый военачальник. Он тотчас тяжеловооружен послал за собственной частей еды, желая в этот раз ный спартанский поесть с супругой. Ему не только отказали, но вояка. вдобавок оштрафовали. За соблюдением всех правил зорко смотрел Совет старейшин, обладавший громадной и бесконтрольной властью. В Совет входили самые благородные граждане не молодее 60 лет. Они участвовали в заседаниях на всю жизнь.
Ребяческий метод голосования в Спарте
Взамен умершего старейшины спартанцы выбирали нового. Выборы происходили в Народном собрании. Перед Собранием молча один за другим проходили все добивавшиеся чести стать старейшиной. Люд встречал каждого воплем согласья. А чтобы определить, кто же из их избран, поступали так. В примыкающем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли другие. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранными они объявляли того, за кого, как им казалось, голосили звучнее иных. Сходственный метод голосования греки из других городов насмешливо называли ребяческим (видимо, поэтому, что малые малыши, когда спорят, нередко перебегают на вопль: каждый, подтверждая свою правоту, старается перекричать иного).
Народное собрание, состоявшее из парней- спартанцев, избирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Но выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Другие криком голосовали за либо против изготовленных ими предложений.
Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследию, но не была велика. Короли входили в Совет старейшин и обычно покорно выполняли его волю.
В 6-м веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции. помогите дам 40 баллов

Источник

Государственный и общественный строй Спарты

Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии (Лаконики).

Главнейшими источниками по истории спартанского общественного и государственного строя являются произведения Фукидида, Аристотеля и Плутарха, а также стихи спартанского поэта Тиртея. Кроме того, с каждым годом все большее значение приобретают археологические материалы.

Возникновение спартанского государства

Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны возвращения Гераклидов, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.

Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)

В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами.

Состав спартанского населения

Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных крепостных. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».

Сами завоеватели – дорийцы – стали называть себя по имени своего главного города – Спарты — спартиатами.

Племена, жившие в горных местностях Спартанского государства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.

Так произошли основные сословия спартанского общества: спартиаты (спартанцы), периэки и илоты.

Земледелие в Спарте

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавали частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая предоставляла собственным представителям на некоторое время какие-то наделы. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая, илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, — определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.

Спартанское ремесло

Ремесло в Спарте было очень мало развито. Периэки наряду с земледелием занимались ремеслом. Они выделывали глиняную и металлическую посуду, изготовляли шерстяные ткани, одежду, поставляли спартиатам вооружение. Особенно ценилось стальное оружие, сделанное из лаконской стали, считавшейся лучшей в Греции. Однако аграрный характер спартанского общества, общая экономическая отсталость Спарты, проводимая спартанским государством политика изоляции, сохранения примитивных отношений в области экономики сдерживали развитие ремесла.

Торговля в Спарте

Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось, и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.

Быт и воспитание спартанцев

В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.

Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.

Руины театра в древней Спарте

Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – совет старцев, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.

Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.

Спартанский шлем

Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.

Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.

Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.

Спартанцы и илоты

Главной целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.

Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались по ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.

Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.

На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.

Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.

Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.

Устройство спартанского государства

Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.

Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.

В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

Лаконией управляла пара государей одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.

Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта надзиратели – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.

Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.

Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.

Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.

Пелопоннесский союз

Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.

Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.

Для своего времени войско Спарты было хорошо организовано. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартанцы, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. Спартиаты были дисциплинированны. С детства они умели прекрасно владеть оружием, которое состояло из копья, меча и щита. Эта армия была лучшей в Греции VI – V вв. до н. э.

Идеализация общественного строя Спарты

Аристократический государственный строй Спарты, основанный на угнетении илотов, идеализировался некоторыми учёными – особенно представителями консервативной немецкой историографии. А фашистские историки ставили в пример спартанский общественный и государственный строй как идеальный для покоренных народов.

По отношению к спартанскому обществу и государству того или иного историка можно судить о том, насколько он либерален или консервативен.

Спартанский строй был самым консервативным среди древнегреческих государств. И Спарта, имевшая гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала, вместе с этим союзом, все антидемократические течения Древней Греции.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт