Фундаментом для развития выступают

Фундаментом для развития выступают

Мы все стремимся к успеху. Для этого мы ставим цели и стараемся их достичь. Они могут быть различные, но важным условием считается их правильная формулировка. К примеру, в моей практике были люди, которые желали стать «дирижером своей судьбы». Но что это значит, объяснить трудно. Любая цель должна быть четко и понятно сформулирована, ведь это является первым условием на пути ее достижения.

Не меньшее значение имеет основа. Строителям хорошо известно, что тот, кто хочет построить высокую башню, должен задержаться на фундаменте. Поэтому хорошая основа станет залогом успешного достижения цели. Что же имеется в виду под фундаментом цели?

Начнем рассмотрение этого вопроса со специфики деятельности специалистов по найму.

Специалисты по найму – это обычно узкие специалисты. Для того чтобы получить знания, являющиеся основой, им требуется долгое время изучать свой предмет. Это могут быть врачи узкой направленности, юристы, преподаватели определенных предметов и др.

К примеру, чтобы прийти в торговый бизнес и стать менеджером по продажам, не требуется учиться длительное время. Для того чтобы стать врачом-стоматологом, понадобится потратить не один год. При этом, чтобы не потерять квалификацию, даже имея практику, узкий специалист будет трудиться над пополнением своего запаса знаний. Для специалиста фундамент очень важен, ведь именно его, по сути, он продает компании-работодателю.

Для того чтобы основание было крепким и давало результаты, необходимо постоянно работать над развитием. Без него невозможно продвижение, карьерный рост. Но именно об этом забывают многие специалисты.

Для примера возьмем работника в IT-сфере, казалось бы, перспективной и постоянно развивающейся. Человек, окончивший технический ВУЗ, приходит в компанию и начинает работу. Крепкий ли у него фундамент? Первое время достаточно, чтобы в нем был заинтересован работодатель, он получал хорошую зарплату и была перспектива карьерного роста. Примером могут служить многие известные личности, добившиеся признания и материального благополучия благодаря IT-технологиям.

Читайте также:  Как правильно обшить фундамент декоративными панелями

Но существуют ли в этой сфере должности, предполагающие отсутствие развития? Конечно же, да. К примеру, некоторые компании после установки специализированного программного обеспечения ищут людей для его обслуживания. В этом случае необходимы знания узкого специалиста, разбирающегося в технике. Но если человек задерживается на такой должности надолго, даже с учетом того, что его устраивает заработная плата, то будет ли он развиваться дальше? На этот вопрос можно ответить только отрицательно.

Фундамент специалиста важен. По сути, человек отдает компании или работодателю именно его. Сравним двух врачей, изначально являющихся узкими специалистами. Один из них работает терапевтом в муниципальной поликлинике и получает среднюю зарплату. Другой стал нейрохирургом, делает уникальные операции за хорошие гонорары, получил признание коллег. Не исключено, что в свое время они учились вместе и были однокурсниками. В первом случае, несмотря на основательный фундамент, специалист остановился, удовлетворился ситуацией и не стал двигаться дальше. Во второй ситуации врач продолжил развитие. Следовательно, у него изначально было больше шансов добиться своих целей и состояться как профессионал. Но особенность узкого специалиста в том, что если он пытается поменять сферу деятельности, то не факт, что у него есть для нее фундамент.

Бизнес

Бизнес имеет другую структуру. В нем обязательно есть иерархия. Следовательно, схематично его можно представить в виде пирамиды, установленной на определенное основание. Что собой представляет фундамент бизнеса? Он наборной, состоит из различных блоков. Фундамент бизнеса может быть неглубоким, но обязательно широким. Для узкого специалиста достаточно небольшого набора знаний, в бизнесе – нет.

Условно можно выделить два вида фундамента: технологический и личностный. В чем же их отличие?

Технологический фундамент включает в себя:

  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • финансы;
  • планирование;
  • управление персоналом;
  • ресурсы;
  • технологии и др.

Личностный фундамент предусматривает:

  • целеустремленность;
  • напористость;
  • лидерство;
  • предпринимательское мышление и др.

При открытии бизнеса иногда достаточно только личностного фундамента. Особенно это касается сферы продаж. Именно обаяние, харизма, умение планировать считаются основными качествами, без которых бизнес процветать не будет.

Фундамент состоит из различных блоков, источниками которых могут выступать ресурсы:

В первом случае понятно, что необходимы знания и навыки в определенной сфере. Мы пытаемся открыть бизнес в том направлении, которое знаем лучше всего. Естественно, что определенный багаж знаний к этому моменту уже имеется.

В идеале для успешного партнерства люди должны друг друга дополнять по каким-либо качествам. Такие товарищи должны иметь разные «блоки». Если объединяются два человека, имеющие одинаковый фундамент, то такое партнерство можно назвать «идиотическим». Цель такого сотрудничества непонятна, соответственно, и вряд ли можно говорить об эффективности. К примеру, если один из партнеров сомневается и переживает за успех компании, то второй должен быть уверенным. От другого человека, в первую очередь, мы ожидаем психологической поддержки. Результативность сотрудничества с одинаковыми «блоками», из которых строится фундамент, весьма сомнительна.

Напротив, если объединяются разносторонние люди, то для бизнеса открывается гораздо больше перспектив. Различные блоки позволяют создать успешное дело в любой сфере. Наемный сотрудник (или узкий специалист) свой фундамент встраивает в структуру. Если он приходит уже в готовый бизнес, то ему приходится интегрироваться в него, только так его деятельность будет эффективна.

Проблема роста

Руководители и владельцы бизнеса часто сталкиваются с проблемой роста. Когда компания увеличивается, ее фундамент нуждается в новых блоках. Об этом моменте очень часто забывают. И часто встречается, что бизнес вырос, а его фундамент остался старым. Что же тогда происходит?

Строители знают, что основание является важнейшей частью здания. От его крепости зависит и целостность всего строения. Если же в здании некрепкий фундамент, то в нем начинают появляться трещины. В бизнесе происходят аналогичные процессы. Когда компания разрастается, то ее фундамент требуется расширить, укрепить (к примеру, добавить автоматизацию, управленческий учет и др.). Но часто встречается, что руководство предпочитает «залечить» трещину, подставить подтяжку и др. В итоге проблема не убирается, а остается, и становится все больше. Вовремя расширить фундамент бизнеса – важный процесс, способствующий развитию компании.

«Провалы» и «трещины» могут появляться и тогда, когда сотрудник не справляется со своими обязанностями. Основная ошибка руководства, с которой я часто сталкиваюсь, заключается в том, что «дыры» руководители начинают латать самостоятельно. Они объясняют и делают то, что им не нужно. Но это тратится много драгоценного времени, которое можно было бы потратить на другие, более полезные дела. Руководитель начинает забывать о том же самом фундаменте, требующем расширения.

Известно, что если трещины постоянно появляются на стенах, то основная проблема заключается в некачественном основании. Но руководители и владельцы бизнеса часто об этом не помнят. У человека, занятого латанием дыр, возникает и остается на уровне мышления мысль, что кроме него это никто не сделает. Когда руководитель сосредоточен на латании трещин, его мышление становится более детальным. Ему трудно увидеть общую ситуацию со стороны. Соответственно, возникают трудности в выработке стратегии поведения в кризисе. Если имеются проблемы с фундаментом, то руководитель концентрируется на форс-мажорах и мелочах. Полное видение ситуации исчезает, что неблагоприятно отзывается на общих бизнес-процессах.

Понимание того, на чем строится фундамент цели, помогает исправить проблемы, которые могут появиться при ее достижении. Основа бизнеса должна быть разносторонней, ведь полностью одинаковые «кирпичики» вряд ли смогут удержать все «здание». Вовремя сделанное расширение поможет исправить проблемы и станет эффективным решением в кризисной ситуации.

Источник

Фундаментом для развития способностей выступают задатки

Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.

48. Виды способностей.

Способности людей делятся на 2 вида: специальные и общие.

Общие способности – это виды и уровни человеческой деятельности, которые проявляются в разной степени. В частности, такими умениями являются: способность к обучению, к труду, а также общие умственные возможности. Опираются общие способности на умения, которые, безусловно, необходимы в любой сфере деятельности. Например, умение планировать и организовывать выполнение поставленных задач, умение раскрывать связи вещей, к которым непосредственно относится деятельность, способность овладевать новыми приемами в работе и преодолевать трудности на пути к поставленной цели и т.д.

Специальными способностями считаются такие умения, которые отчетливо проявляются в отдельных или специальных областях деятельности (спортивная, музыкальная, сценическая и другая специализированная деятельность).

Традиционно различают 2 разновидности уровня способностей: творческий и репродуктивный.

1. Творческий, или художественный, уровень ответственен за создание всего оригинального и нового.

2. Репродуктивный уровень занимается обеспечением умения усваивать и овладевать конкретной деятельностью.

49. Уровни развития способностей. Одаренность, талант, гениальность.

Виды способностей классифицируются по различным признакам: источники их происхождения, направленность на деятельность, уровень развития, наличие условий для развития, уровень развития.

По критерию происхождения выделяют природные и социальные способности.

Природные способности биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Социальные способности в большей мере обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности. По направленности на деятельность различают общие и специальные, теоретические, практические, учебные, творческие и коммуникативные способности.

По наличию условий для развития различают следующие виды способностей:
— потенциальные — «отложенные» во времени способности, для проявления которых требуются соответствующие условия.
— актуальные, потребность в которых проявляется «сейчас и здесь», в конкретной обстановке и деятельности.

Виды способностей по уровню развития подразделяются на одаренность, талант и гениальность.

Одаренность — это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков.

Талант — одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей.

Гениальность — высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость.

50. Понятие эмоций. Роль эмоций в жизни человека.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.

51. Виды и функции эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».(4) Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

52. Понятие и виды чувств.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

53. Воля и волевые качества.

Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками.

Согласно одному взгляду, волевое усилие есть совокупность двигательных (главным образом, мышечных) ощущений. При совершении каких бы то ни было мышечных движений приходится испытывать чувство напряжения, представляющее собой не что иное, как совокупность мышечных ощущений. Именно это мускульное напряжение и воспринимается нами как чувство усилия.

Но бывают такие волевые акты, при которых нет мышечного сокращения, а есть или задержка этого сокращения, или же другие более сложные психофизиологические обнаружения. Для объяснения этих явлений была выдвинута теория так называемого иннервационного чувства. Предполагали, что всякого рода нервный импульс, хотя бы он и не повел за собой мышечного сокращения, но остался бы чисто центральным мозговым процессом, все-таки сопровождается известным субъективным переживанием, напоминающим волевое усилие. В качестве доказательства приводились случаи, когда двигательное усилие испытывается нами, несмотря на то, что сами мышцы, на сокращение которых это двигательное усилие направлено, отсутствуют совершенно. Это бывает после ампутации, когда человек пытается двигать, например, пальцами отрезанной ноги, то, несмотря на отсутствие мышц, которые у него должны были бы сокращаться, он все-таки испытывает известное волевое напряжение. Однако более тщательные исследования Джемса показали, что в этих случаях обыкновенно человек сокращает попутно также и некоторые другие сохранившиеся у него мышцы, все равно как, например, при очень сильном напряжении рук мы невольно напрягаем также и некоторые другие мышцы тела. И вот мышечные ощущения, возникшие благодаря сокращению побочных мускулов, и принимались ошибочно за иннервационное чувство.

…До сих пор речь шла, главным образом, о тех волевых усилиях, которые направлены на совершение известных двигательных актов или на их задержку… Однако наряду с этим существует целый ряд волевых актов, направленных на течение представлений, чувствований и т. п. Здесь уже зачастую не бывает почти никаких движений или двигательных задержек, и тем не менее волевое напряжение может достигать больших размеров. Вот такого рода процессы и заставляют обратить внимание на другую теорию, до некоторой степени противоположную только что изложенной. Согласно этой второй теории, волевое усилие не сводится к каким бы то ни было двигательным актам, а, наоборот, является самостоятельным, совершенно своеобразным психофизиологическим процессом. В то время как первое объяснение ссылается главным образом на данные физиологии и биологии, второе объяснение основывается преимущественно на данных самонаблюдения – нисколько, впрочем, не исключая возможности того, что в основе непосредственно воспринимаемого нами чувства волевого усилия лежит какой-нибудь определенный мозговой процесс или совокупность таких процессов.

Обращаясь к данным самонаблюдения, приходится прежде всего отметить, что волевое усилие является чрезвычайно характерным элементом всякого вообще сознательного волевого акта. Кроме того, оно представляет собой нечто всегда однородное, на что бы ни было направлено это усилие, оно всегда нами переживается более или менее одинаково. Наконец, для нашего сознания оно является чем-то элементарным, неразложимым на дальнейшие, более простые элементы.

…Мне представляется, что как та, так и другая теория не могут быть приняты во всей их полноте. С одной стороны, мы видели, что было бы слишком односторонне сводить все волевые процессы только к движениям или их задержке, так как существует целый ряд волевых и притом очень напряженных актов, в которых психомоторные элементы крайне незначительны. С другой стороны, было бы неправильно, на мой взгляд, волевое усилие переоценивать, распространяя его на все наши психические переживания. По-моему, следует резко отличать волевой процесс с его центральным фактором, волевым усилием, от более общего понятия психической активности. Волевое усилие представляет собой одну из основных психических функций, занимающую в нашей душевной жизни свое определенное место наряду с чувствованиями и интеллектуальными процессами.

М. Я. Басов [1922] рассматривал волевое усилие как субъективное выражение регулятивной функции воли, которую он отождествлял с вниманием. Он считал, что внимание и волевое усилие – это одно и то же, только обозначаемое разными терминами. Таким образом, М. Я. Басов косвенно присоединялся к первому из предположений А. Ф. Лазурского: механизм волевого усилия для всех случаев един.

К. Н. Корнилов считал волевое усилие основным признаком воли, поэтому дал следующее определение воли: это «психический процесс, который характеризуется своеобразным усилием и получает свое выражение в сознательных действиях и поступках человека, направленных на достижение поставленных целей» [1941, с. 266]. Признание центрального положения вопроса о волевом усилии в проблеме воли имеется в работах В. И. Селиванова, В. К. Калина и других. Однако встречается и другая точка зрения.

Ш. Н. Чхартишвили не считал волевое усилие признаком волевого поведения. По этому поводу он писал: «Многие исследователи понимают, что определение воли через признаки интеллекта является недоразумением и находят выход в привнесении в определение воли другой стороны поведения, а именно – момента усилия. Протекание волевых актов зачастую наталкивается на некоторое препятствие, преодоление которого требует внутреннего усилия, своего рода внутреннего напряжения. Этот момент усилия, или способность преодолевать препятствия, объявляется вторым признаком воли.

54. Структура мотивационно-потребностной сферы.

Ядром целостной структуры человеческой личности является мотивационная сфера с присущей ей сложным и иерархическим строением мотивов. В силу сказанного важным психологическим требованием к процессу воспитания является требование формирования у ребенка необходимой мотивации ее поведения и деятельности. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Под мотивом понимают внутреннюю движущую силу, которая побуждает человека к деятельности.

Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с ее органическими и духовно-культурными потребностями. Существуют разные классификации мотивов. Так, они могут быть внешними относительно деятельности (непосредственно не связанными с ней) и внутренними (связанными с ней непосредственно). Внутренние мотивы, в свою очередь, разделяют на процессуальные (интерес к процессу деятельности), результативные (интерес к результату деятельности) и мотивы саморазвития (ради развития определенных способностей или качеств).

Различают осознанные и неосознанные мотивы. В последнем случае человек сам не знает, ради чего она выполняет определенную деятельность, или же искренне ошибается относительно своих побуждений. Мотивы бывают такие, которые просто понимают, осознаются человеком (то есть она знает, ради чего следует выполнять эту деятельность), и действующие (то есть такие, ради которых человек действительно осуществляет эту деятельность). Проблема формирования мотивационной сферы у детей и подростков специально исследуется в работах Л. И. Божович. Проведенный ею анализ позволяет выделить следующие особенности мотиваций поведения в разные вековые периоды: 1. Источником активности новорожденного выступают урожденные физиологичные потребности в еде, тепле, руссе и тому подобное, а также потребности функционального развития мозга, например, потребность в новых впечатлениях и тому подобное. Кроме того, почти с момента рождения ребенку присущие специфические социальные потребности, которые требуют развития межличностных взаимоотношений, : потребность в общении, во внимании к себе и др. Развитие мотивационной сферы ребенка на протяжении первого года жизни идет не по пути расширения числа потребностей, а по пути их «опредмечування», то есть формирование соответствующих мотивов. Как результат, соответствующие предметы сами приобретают побудительную силу. Попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют соответствующие потребности, вызывая активность ребенка в направлении, которое отвечает данной ситуации. В то же время мотивационная сфера еще не играет решающую роль в детерминации поведения ребенка. Характерная особенность последней в этот период жизни — ее ситуативная обусловленность.

Начиная со второго года жизни собственная активность ребенка и роль ее мотивационной сферы в регулировании поведения растут. Происходит, по словам Л. И. Божович, переход ребенка от существа, которое стало субъектом, предприняло первые шаги на пути формирования личности, к существу, которое осознает себя в роли субъекту, то есть имеет место возникновение того системного новообразования, которое принято связывать со словом «Я». Проявляется это в том, что ребенок перестает покорно покоряться взрослому, выполняя его требования и указания. Приблизительно в три — четыре года на основе осознания себя субъектом и сравнения себя с другими у ребенка появляются самооценка, осознание личностных требований, которые относятся перед ним, стремления отвечать этим требованиям (получать от значимых взрослых позитивное подкрепление такого поведения). Перед началом школьной жизни у ребенка возникает новый уровень самосознания и, соответственно, новый уровень сознательного регулирования поведения. Этот уровень характеризуется формированием «внутренней позиции», то есть стойкой системы отношений ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности. Появление этого новообразования свидетельствует о качественно новом этапе в развитии мотивационной сферы личности.

Мотивы различают

1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.

2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.

3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.

4. Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

55. Понятие и структура общения.

Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Выделяют три уровня общения.
Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.
Межличностное — общение между двумя и более людьми.
Общественное — общение человека с большой аудиторией.

Стороны общения:
Первая — коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения (интерактивная) — взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбиваег чек и отсчитывает сдачу.

Третья сторона общения (перцептивная) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для медицинского работника. Существует единство совместной деятельности и общения, В совместной деятельности человек должен, по необходимости, объединяться с другими людьми, общаться с ними. Устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. В данном случае, общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается, через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям. Данный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) — это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов. В нем закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Например. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой печатной продукции и т.д.

Зоны комфорта. Общение в основном происходит в зонах комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой, однако, у большинства людей размер «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта — 0,46 — 1,2 метра. Интимная зона, размер — 15 — 46 сантиметров.

Необходимо внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое расстояние. Существуют и такие зоны, как социальная — размер от 1,2 до 3,6 метра, и общественная зона — более 3,6 метров.

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт