Что является научным фундаментом процесса информатизации общества

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Процесс — информатизация

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя: создание информационных техники и технологий, обеспечивающих производство, обработку и распространение информации; разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации; производство самой информации, информационных продуктов и услуг. [1]

Процессы информатизации , происходящие как в отдельных странах, так и во всем мире, сказываются на облике современного мирового хозяйства, тенденциях и направлениях его развития. Дело в том, что информатизация экономики, в значительной степени базирующаяся на использовании спутников связи и эксплуатации не только национальных, но и международных сетей вычислительной техники, носит интернациональный характер и может нормально развиваться только в рамках международного сотрудничества и международных связей. [2]

Процессы информатизации влияют на образование при получении специальности с внедрением новых систем обучения. [3]

Скорость процесса информатизации во многом определяется уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и систем связи. [4]

Объектами процессов информатизации являются: машинообра-батываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции; информационные технологии; программные средства; информационно-вычислительные системы и сети; информационные: услуги. [5]

Фундаментом процесса информатизации является радиоэлектронное производство. [6]

В процессе информатизации общества происходит проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и связанные с принятием ответственных решений. При этом уже сейчас информационные технологии оказывают решающее воздействие на многие сферы деятельности людей, человеческих коллективов и общество в целом. [7]

Читайте также:  Фундамент для опоры трубопроводов

Если раньше процессы информатизации тормозились чаще всего из-за отсутствия финансовых ресурсов необходимых для защиты компьютерной техники, то сегодня многие библиотеки довольно успешно привлекают для решения этой проблемы средства благотворительных фондов, спонсоров, местных администраций. Особую роль здесь приобретает деятельность института Открытого общества, который своими конкурсами стимулирует активность ЦА библиотек в привлечении средств других организаций. Такая активность особенно проявляется в области внедрения в практику работы библиотек современных средств автоматизации компьютерных технологий для автоматизации библиотечных процессов. [8]

Научным фундаментом процесса информатизации общества является новая научная дисциплина — информатика. В настоящее время существует несколько ( по крайней мере, три) подходов к толкованию понятия информатика. Первое направление, развиваемое киевской группой ученых ( В.М. Глушков, B.C. Михалевич, Ю.М. Каныгин, В.И. Гриценко и др.), рассматривает информатику как науку, связанную с информационными технологиями и компьютеризованными системами, т.е. информатика — это комплексная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики. [9]

Научным фундаментом процесса информатизации общества является новая научная дисциплина — информатика. [10]

Научным фундаментом процесса информатизации общества является информатика, призванная создавать новые информационные технологии и системы для решения задач информатизации. [11]

Существенный вклад в процесс информатизации российского общества вносит Международная академия информатизации ( МАИ), созданная в 1990 г. Академия является членом Международного союза по информации и выполняет фундаментальные и прикладные исследования в различных областях, связанных с информационными процессами и проблемами информатизации мирового сообщества. [12]

Во-вторых, идет процесс информатизации коммерческого сектора экономики . Информатизация в бизнесе идет по модернизаци-онной схеме. [13]

Основными элементами реализации процессов информатизации являются создание соответствующего экономического механизма, разработка комплекса законодательных и правовых актов, выбор структуры организационного управления процессом на всех уровнях, выработка социальных условий. В общем, необходима системная подготовка всего общества. [14]

Базовой технической составляющей процесса информатизации общества является компьютеризация. [15]

Источник

Что является научным фундаментом процесса информатизации общества

1.2. Информатизация и компьютеризация

Информатизация. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

  • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
  • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:
  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. – уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;
  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека я общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества» При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%.

Пример 1. В докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном в 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой примышленной продукции, а значит, и на производительность труда:

  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля возрастает на 3%, а занятость падает на 1,8%;
  • в станкостроительной отрасли а 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г., по прогнозам, останется 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов;
  • в фармацевтической промышленности будет наблюдаться рост занятости на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

Опыт информатизации и перспективные идеи. В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию – это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

Справка. США для внутреннего рынка выпускали:

  • в 1980 г. – 95% всех телефонных аппаратов и 80% телевизоров;
  • в 1991 г, – 25% телефонных аппаратов и 10% телевизоров. Среднегодовой процент доли экспорта США в Японию в торговле телекоммуникациями за период 1986-1991 гг. составил 8%, а импорта телекоммуникационного оборудования из Японии – 38%.

Американская промышленность ежегодно теряет начиная с 80-х гг. 3% рынка электроники, что составляет 750 млрд. дол., а к 2000 г, будет составлять 1 трлн. дол.

Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США. Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно:

  • увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки;
  • улучшение качества образования;
  • развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;
  • повышение качества рабочей силы и ряд других мероприятий.

Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран «третьего мира» с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.

Для сопоставления и оценки возможностей страны интерес могут представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.

Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации.

Цель японского проекта – связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.

Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100 млрд. дол. капиталовложений.

Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-го поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн. дол. программа разработки новых типов компьютеров:

  • компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки – сотни процессоров;
  • компьютеров с нейронными сетями, работа которых аналогична функционированию мозга;
  • компьютеров, в которых передача информации осуществляется светом.

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.

Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

  • отказ от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;
  • необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;
  • признание приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;
  • широкое использование достижений мировой науки и техники;
  • вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;
  • объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Роль средств массовой информации. Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

Об информационной культуре. В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приведем определение информационной культуры: «Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего».

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Компьютеризация. Компьютер занял доминирующее положение на рабочем столе и дома, и в офисе. Теперь уметь «щелкать по клавишам» так же естественно, как ездить верхом в XIX веке.

Компьютеризация — процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Цель компьютеризации состоит в улучшении качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека — самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее развитых странах — США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 1990-х годов уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям таких «идолов» XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю — порядка семидесяти. Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций — способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т.д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения.

Логично ожидать, что компьютеризация привлечет повышенный интерес социологов-теоретиков и будет интерпретирована в моделях трансформации современного общества как ключевая тенденция. Однако социологическое сообщество в основном идет по пути «встраивания» новых тенденций в общий ряд с прежними, по пути подгонки фактов под традиционные объяснительные модели. Пожалуй, наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности, развитие сети Internet) — это решающий шаг на пути к информационному обществу.

Наиболее компьютеризированные страны — Нидерланды (84% ее населения пользуется персональными компьютерами), Канада (79%), Великобритания и США (по 76%) и Германия (67%). Для России этот показатель равен 35%. Замыкает список Пакистан — 9%. За последние три года процесс компьютеризации шел в России рекордно высокими темпами: за это время число пользователей выросло на 16 пунктов — с 19% до 35%-ти. Столь же быстро шел процесс компьютеризации Великобритании и Турции.

Мужчины более активно пользуются компьютерами, чем женщины. К примеру, в Нидерландах постоянный доступ к компьютеру имеют 87% мужчин и 81% женщин (шесть пунктов). В США разрыв заметно меньше (2 пункта) — 77% мужчин и 75% женщин. В России он составляет три пункта — соответственно, 37% и 34%. Полное равенство полов отмечено в Канаде и Ливане. Сложнее всего получить доступ к компьютеру женщинам Марокко: там компьютеризированы 58% мужчин и 36% женщин (то есть, разрыв в 22 пункта). В Индии разрыв составляет 14 пунктов, в Турции — 13, в Пакистане — 11.

Нидерланды также являются наиболее интернетизированной страной. 72% ее жителей имеют доступ во Всемирную Сеть. В первую пятерку также вошли Великобритания и Канада (по 71%), США (70%) и Германия (60%). Выход в Интернет имеют 15% жителей России. Наименее развит Интернет в Пакистане (5% пользователей), Индонезии (7%) и Индии (14%).

Интернет в России обладает одной особенностью: большинство пользователей — молодые люди. Доступ во Всемирную Сеть имеют лишь 3% россиян в возрасте 50-ти — 65-ти лет. Для сравнения, в США и Канаде Интернетом пользуются 68% представителей этой возрастной группы, в Великобритании — 67%, в Германии — 53%, Франции — 52%, в Польше — 22%.

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт