Что служит фундаментом правовой культуры

Что служит фундаментом правовой культуры

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава XIII.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ

§ 72*. Совершенствование правовой культуры

Необходимость овладения правовой культурой как обществом, так и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни мораль, культуру, экономическую целесообразность и право.

В советское время привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей – неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определёнными результатами, никто избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпима правовая безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое. Именно на выборах проявляется уровень политической и правовой культуры как общества, так и граждан.

Серьёзный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «задело» или «под горячую руку», то найдётся немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение – действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Читайте также:  Чем обработать фундамент дома от плесени

Как и всё действительно ценное, правовая культура создаётся постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познаёт законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например из детективов или телевизионных сериалов.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). В обоих случаях говорить об уважении к праву не приходится.

Правовой нигилизм – это потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Правовой нигилизм является антиподом правовой культуры. Он означает:

• пренебрежительное или негативное отношение к праву;

• отрицание регулирующей роли права в обществе;

• отказ от выполнения взятых на себя обязанностей;

• ущемление интересов, прав и свобод других лиц.

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: всё зависит от цены, которую надо за это заплатить».

Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти.

Правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и многим учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о конституционном, гражданском, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых сегодня легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живём во время стремительных изменений, происходящих в политической, экономической и социальной сферах нашего общества, в глобализирующемся мире. Право, законодательство пытаются соответствовать им. Отсюда столь быстрые перемены в законах, иных правовых актах. Никакая образовательная организация не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной, обществом и личностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Как сформировать свою правовую культуру?

2. Охарактеризуйте правовую антикультуру.

3. Чем опасно незнание норм права? Приведите примеры из жизни.

4. Объясните, что такое правовой нигилизм и правовой цинизм. Как бороться с ними? Приведите примеры из жизни.

5*. Составьте схему элементов нигилизма.

6. Каковы пути совершенствования правовой культуры личности? Что вы лично делаете для этого? Обсудите эти вопросы с родителями дома.

7*. Охарактеризуйте элементы схемы условий формирования и совершенствования правовой культуры.

8. Проанализируйте, каким образом изменения в жизни общества находят отражение в праве. И как право, в свою очередь, влияет на развитие общества, государства, личности?

Исследуем документы и материалы

Право есть, по самому существу своему, некая духовная, священная ценность… Чтобы удостовериться и убедиться в этом раз и навсегда, надо только представить себе однажды со всей силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишён всех прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня нет ограждённых полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди не имеют никаких обязанностей по отношению ко мне, мало того, они могут делать со мною всё, что угодно; им всё позволено, а я – вне права и закона; я подобен как бы беспризорному ребёнку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию… Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и вчувствуется в него и увидит себя погибающим от него, тот мгновенно «услышит» в глубине своего существа громкий и властный голос, требующий своих священных, неприкосновенных, неотчуждаемых прав и взывающий к их признанию, уважению и защите.

1. Почему так популярно сегодня юридическое образование?

2. Правовая антикультура: меры борьбы с ней, можно ли её победить. Свой ответ обоснуйте.

3. Как вы расцениваете любовь многих людей к детективам – развлечение или желание повышать уровень своей правовой культуры?

Темы для проектов и рефератов

1. Пути совершенствования правовой культуры общества и личности.

Источник

Что служит фундаментом правовой культуры

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава XIII.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ

§ 71. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, её совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особенности культуры в целом.

Понятие «культура» происходит от латинского слова соіеге – «возделывать, обрабатывать, улучшать почву». Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определённое состояние души. Цицерон слово «культура» связывал со словом «душа»: cultura animi – «культура души, духовная культура».

Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».

В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Учёные и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре. Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура эпохи Просвещения…

В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.

Правовая культура общества включает всё положительное, ценное, что имеется в правовой действительности: нормы и институты права, правоотношения, правовые учреждения, законность, правопорядок, справедливость. В этом широком смысле правовая культура является в определённой мере синонимом понятия «правовое государство», ибо в последнем воплощается всё общественно ценное, что даёт право.

Правовая культура общества – это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества.

Правовая культура личности представляет собой единство правовых знаний, уважения к праву (положительное отношение к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно постройть правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознаёт свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к её проблемам и трудностям.

Правовая культура является гарантией демократии.

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишённый этого чувства, политически недееспособен…

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законопослушные граждане. Как утверждал ироничный мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742–1799), «чтобы поступить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». Другими словами, если не воспитаны положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Право приобретает личностную значимость, осознаётся как ценность только при условии, что к нему сформированы определённые отношения, чувства. Человек с возмущением видит, что беспорядок берёт верх над порядком, он презирает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счёте у него формируется чувство законности, но не такое, как у расследующего убийство старухи-процентщицы Пор- фирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, а сопряжённое с чувствами доброты, милосердия и сострадания.

Человек с развитыми правовыми чувствами вряд ли станет правонарушителем, он будет стараться вести себя в соответствии с законами, быть законопослушным гражданином, что не так уж и плохо. Будет лучше, если он осознает необходимость хотя бы элементарной правоохранительной активности, умения и способности защищать права, свои собственные и окружающих его людей.

Правовая культура тесно связана с правосознанием. Правосознание – один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека. В самом общем виде правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

Правосознание существует на обыденном, профессиональном (специальном) и теоретическом уровнях. Обыденное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства (долг, справедливость, свобода, независимость и др.), привычки поведения. Правовые знания ограниченны и используются редко.

Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально занимается правовой деятельностью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им исполнять различные правоохранительные роли: судьи, адвоката, прокурора, полицейского.

Самый высокий уровень правового сознания – теоретический. Речь идёт не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право анализу, развивать его в соответствии с изменением общества, мыслить категориями правовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают учёные-правоведы, преподаватели.

По степени отражения действительности правосознание можно классифицировать на индивидуальное, групповое и общественное.

Таким образом, правосознание:

• является специфической формой общественного и индивидуального сознания;

• представляет собой осознание действительности посредством юридических понятий и категорий;

• служит отражением права в представлениях и взглядах людей на законодательство, оценкой действующего права и правопорядка;

• формируется многими поколениями.

Правовая деятельность. Для правильного понимания, использования и соблюдения норм российского права, для получения консультаций по разнообразным юридическим вопросам граждане (физические лица) и юридические лица обращаются к профессиональным юристам. Юридическая помощь в Российской Федерации оказывается судом, прокуратурой, адвокатами, работниками юридических служб предприятий и специальными организациями, оказывающими юридические услуги, нотариусами, патентными поверенными и др. Их деятельность направлена на защиту прав и законных интересов граждан.

Рассмотрим основные юридические специальности.

Адвокат – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам. Он даёт консультации, представляет интересы клиентов в суде, осуществляет защиту обвиняемого в судебном процессе.

Нотариус – юрист, должностное лицо, специально уполномоченное совершать нотариальные действия: удостоверяет сделки, оформляет наследственные права, изготовляет копии документов и выписки из них, даёт разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых сделок.

Судья – должностное лицо государства, носитель судебной власти в РФ. Судьи наделены в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, соблюдением прав и свобод граждан.

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите, как право связано с культурой.

2. Сформулируйте, что такое правовая культура в широком значении слова.

3. Классифицируйте виды правовой культуры.

4. Проанализируйте правовую культуру общества.

5. Из чего складывается правовая культура личности?

6*. Сравните эти два понятия. Какое из них шире и почему? Обоснуйте свой ответ.

7. Каковы основные элементы правовой культуры?

8. Что служит фундаментом правовой культуры?

9. Объясните, почему нужно овладевать правовой культурой.

10. Что такое правосознание? Назовите и сравните уровни правосознания.

11*. Охарактеризуйте индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

12. Что относится к правовой деятельности? Охарактеризуйте особенности разных юридических специальностей. Приведите примеры из жизни.

Информация к размышлению

Современное человечество переживает кризис правосознания. Мировая история отмечает такой кризис не в первый раз; достаточно вспомнить хотя бы крушение Древнего мира. Тогда этот кризис начался с медленного, но неуклонного разложения религиозности, которое постепенно захватило и семейную жизнь, и правосознание… Правосознание, утратившее свои религиозные корни, оказалось неспособным поддерживать и отстаивать монументальную государственность и культуру Рима, а неумолимая история произнесла над этим правосознанием свой суд. Спасение и обновление мирового правосознания и правопорядка пришло в то время от христианства.

Исследуем документы и материалы

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, самоформирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи.

1. Зачем обывателю правовая культура? Аргументируйте своё мнение.

2. Кто и как осуществляет правовую защиту граждан? Приведите примеры разных видов юридической деятельности.

Темы для проектов и рефератов

1. Правовая и политическая культура: сходство и различия.

Источник

Оцените статью
Строительство и ремонт