Через восприятие ребенок получает по монтессори фундамент для ясного понимания мира

Познание мира по методике М.Монтессори.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Воспитание чувств, — писала Мария Монтессори, — делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней эпохе цивилизации, но прямо готовит к практической жизни. Мне кажется, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что необходимо для практической жизни. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу».

Скачать:

Вложение Размер
poznanie_mira_po_metodike_m.montessori.docx 22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Познание мира по методике М.Монтессори.

«Воспитание чувств, — писала Мария Монтессори, — делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней жизни. Мне кажется, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что необходимо для практической жизни. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу».
В книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» М.Монтессори приводит пример с кухаркой, которая прекрасно изучила поваренную книгу и запомнила все рецепты, а также манипуляции по приданию кушанью надлежащего вида. Но каждый раз, когда ей приходилось на вкус определять момент, когда надо положить приправу, — она ошибалась, так как чувства её «не получили достаточной подготовки». Будучи взрослым человеком, эту подготовку она может получить лишь путём долгой тренировки, и такая практика будет не чем иным, как запоздалым воспитанием чувств. – Вот почему, — заключает М. Монтессори, — так трудно найти хорошую кухарку!»)

«Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе». Всё дело в так называемом сенситивном периоде воспитания чувств, фазе особой восприимчивости знаний, умений, способов поведения. Человеку никогда более в жизни не удаётся так легко и радостно учиться, чем в этот особый период жизни. Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется, здоровый ребёнок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М.Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы малыш знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял (именно этот термин она употребляла) свои чувства, «упражняя» ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознаются. Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «уточнению» собственных органов чувств?

Прежде всего, доверимся природе. Позволим ребёнку делать всё, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней.

  • Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.
  • Совсем по-другому сыплется песок из закрытого чайника через дырочки в носике в блюдце.
  • Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной плюшки в другую.
  • Ещё больше им нравиться переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на подносик. А если прольёшь – вытирать капли маленькой тряпочкой.
  • Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой!
  • Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять плюшевую тряпочку и мелкими движениями пальцев начать натирать металлический предмет.
  • Работа с зёрнами – перекладывание, сортировка – обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков.
  • Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки.
  • А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет.
  • Работа с пипеткой поможет малышу понаблюдать, как капает вода.
  • Дети обожают сортировать косточки от вишен, слив, персиков, яблок, винограда по форме и размеру.
  • Галька – совершенно особый материал для работы ребёнка. Возможность свободно выбрать любой камешек вызывает его спонтанный интерес. Создание картины из гальки, зёрен, блестящих шариков, тесьмы развивает концентрацию внимания.
  • Ребёнок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как они могут превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл.
  • Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствуем то, что не всегда можно увидеть глазами.
  • Сухие цветы и фрукты – это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
  • Пёрышки птиц будем рассматривать и сортировать.
  • Сырая земля может быть мягкой и твёрдой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или тёплой.
  • Ребёнок особенно радуется, когда вдруг начинает ощущать течение времени. Песочные часы представляют для него особый интерес.

«Люди нашей цивилизации, — писала М.Монтессори, — являются выдающимся наблюдателями окружающего мира, так как они должны в полной мере использовать его богатства».

Ребёнок в этом смысле наблюдатель вдвойне. Он в состоянии увидеть целый мир в капельке росы. Надо только настроить на это его чувства. Помочь глазам различать десятки шумов и звуков. С помощью несложной тренировки пальцы ребёнка смогут чувствовать гладкие и шершавые поверхности, язык отмечать разнообразие вкусов, нос – запахи цветов, леса и моря. «Красота находится в гармонии, но не в контрастах, а гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами».

Развитие чувственной сферы принято у нас связывать с развитием творческого воображения ребёнка, раскрытием его творческого потенциала в целом. При этом традиционно мы привыкли отделять интеллектуальное развитие от творческого. М. Монтессори была сторонницей идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из материала, собранного в окружающей среде, которое возможно благодаря утончению чувств и развитию руки. Художественное творчество, в частности, как никакое другое, сообразно природе ребёнка и призвано «готовить руку ребёнка к движению, глаз – к видению, а душу – к чувствованию». Но в то же время творческое воображение не держится лишь на одной сенсорной подпорке, не является просто витанием фантазии в световых, цветовых и иных ощущениях. Оно твердо связано с действительностью, с реальностью. И чем теснее эта связь, тем выше достоинство созданий внутреннего творчества. «Творение художника на самом деле – плод умственной работы, имеющий свои корни в наблюдениях за реальным миром. Художник и скульптор обладают высшей формой зрительной восприимчивости к формам и краскам окружающего мира, способны ощутить и гармонию, и контрасты; уточная и, развивая в себе способность, наблюдать, художник совершенствуется и добивается создания образцового произведения, шедевра». Таким образом, наша задача состоит, прежде всего, в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения. Нам предстоит обогатить жизнь ребёнка такой средой, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта и возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность.

Источник

Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт

Сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах Монтессори — они есть практически в каждом городе. Многие сгорают от желания отдать туда ребёнка. Рассказываем об особенностях этой методики, основных принципах и возможных недостатках.

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить.
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

Гульфия Газимьяновна
Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

«Способность ощущать и воспринимать

внешний мир, различать предметы

в зависимости от их качеств является

основой для развития мышления».

М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон –значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию,мною ставятся следующие задачи:

-Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами. Предметомигры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т. д.

Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т. д., таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек, шнуровок — для развития мелкой моторики и бытовых навыков. Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты».Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу»можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам. Задания способствуют развитию моторики пальцев, ориентированию относительно углов, сторон планшета, запоминанию цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т. д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов. Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

Источник

Читайте также:  Какая ширина фундамента под пеноблоки
Оцените статью
Строительство и ремонт